Примерное время чтения: 6 минут
200

КУЛЬТ-ура или бескультурье?

"А В ЧИСТОМ поле - система "Град". За нами Путин и Сталинград" - новый хит группы "Белый орел" покоряет радиоэфир, вытесняя похожий шлягер "Любэ". И это понятно: песня про батяню-комбата, где "за нами Россия, Москва и Арбат", отдавала какой-то лужковщиной. Времена изменились - у творческой интеллигенции появился Настоящий Герой.

ОДНАКО "Белому орлу" не повезло. Думали, песня с патриотическим духом, а оказалось - с душком. Группа поэтов обвинила автора слов В. Пеленягрэ в краже целых фрагментов текста у покойного поэта А. Туркина. "Пеликан (дружеское прозвище Пеленягрэ. - В. Ц.) - человек без лишних принципов и достаточно конъюнктурный, - говорит главный редактор журнала "Старое литературное обозрение" Виктор Куллэ. - Видимо, он прикинул, что если продаются майки с Путиным, то и на песне можно заработать. Ведь Жечков (бизнесмен и солист "Белого орла". - В. Ц.) щедро платит авторам".

Впрочем, пресс-атташе группы Олег Гегельский отвергает упреки в конъюнктурщине. "Ни политика, ни коммерция тут ни при чем. Песня отражает настроение солдат в чеченских окопах, вообще в народе. А вы разве не считаете, что в России при Путине стало лучше?"

Неуловимые черты лица

ПОЧЕМУ впервые со времен советского шлягера про Ленина, который "такой молодой", имя руководителя страны вновь стало вдохновлять поэтов-песенников? Чего тут больше - не изжитого за годы демократии низкопоклонства перед Начальником или коммерческого расчета? Откуда у творцов взялось желание лизнуть, когда об этом давно уже никто не просит?

88-летний патриарх советской музыки Тихон Хренников считает, что песни о вожде пишутся исключительно от души. "Никто никого не заставлял. Лично я не написал ни одной такой песни. Хотя, как руководитель Союза композиторов СССР, по идее должен был показывать другим пример. Просто не хотелось".

А вот художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева так объясняют внезапную любовь к президенту: "Популярная личность или событие становятся предметом искусства. Самой популярной личностью в стране сегодня является Путин, поэтому он - наш персонаж. При этом его чудовищно тяжело рисовать. Это настолько неуловимые черты лица, в отличие от Брежнева, Ельцина, да кого угодно! Сдвигаешь линию чуть влево, чуть вправо на миллиметр, он становится непохожим. Азарт в погоне за каждой черточкой. Когда это получается, испытываешь огромный восторг".

С не меньшим восторгом говорит о главном персонаже страны и Никас Сафронов, автор первого парадного портрета В. Путина: "Наброски я сделал летом 1999 г. Я первым почувствовал, что Путин станет президентом. Было интересно, как неожиданно выплывает человек из ниоткуда. Это был творческий порыв, я рисовал для себя, не для продажи". Впрочем, по признанию автора, в марте 2000 г. он все-таки выгодно продал портрет, а потом "огромное количество высоких чиновников" заказывали портреты Путина для своих кабинетов. "Людям не хватает некой ностальгии, им хочется вернуться в прошлое и радоваться, что появился нормальный лидер", - простодушно объясняет этот ажиотаж Никас.

ВВП в чугуне

ОТ МАСТЕРОВ кисти не отстают скульпторы. В Москве и Санкт-Петербурге отлиты первые бюсты президента в бронзе. Литейно-металлургический завод в г. Куса Челябинской области обещает поставить на поток чугунные бюстики главы государства.

За дело готовы взяться настоящие мэтры. 84-летний Лев Кербель, автор памятника К. Марксу на Театральной площади в Москве, признался корреспонденту "АиФ": "У Путина очень выразительное лицо. Если бы он попозировал мне, я бы с удовольствием сделал хороший портрет. Я делал даже Сталина в гробу. Когда он умер, меня вызвали из КГБ, поставили у гроба, и я лепил его вместе со скульптором Цигалем". Впрочем, у мастера очень строгие требования к материалу. "Делать карикатуру или какое-то чучело, как показывают по телевидению, я не хочу. Слишком уважаю президента. Скульптурный портрет в чугуне - это дрянь, дешевка! Портреты делаются только в бронзе или мраморе".

"Что подвигает изображать Путина? Две вещи: желание приобщиться к великой и могучей фигуре и деньги, - утверждает глава Объединения московских скульпторов Иван Казанский. - Поймите, сейчас художникам очень трудно зарабатывать. Поэтому используется любая возможность".

Удушение объятиями

ПОКА творческая интеллигенция изощряется в увековечивании облика президента, в обществе и политтусовке спорят о том, грозит ли это реставрацией культа личности.

Лидер СПС Борис Немцов, например, настроен скептически: "Я думаю, президент относится ко всяким "Шагаем вместе" и другим проявлениям верноподданничества снисходительно. Но если эта забава не будет им пресечена, то раболепское отношение к власти станет проблемой. Путин однажды может поверить в то, что он - великий, любимый, незаменимый. Окружит себя лицемерами и лизоблюдами. Это плохо кончится".

В Кремле, похоже, и сами как черт ладана боятся малейших намеков на культ. Как заявил "АиФ" пресс-секретарь президента Алексей Громов, В. Путин считает себя "не вправе все это запретить, но очень просит этого не делать". По некоторым данным, администрация уже два раза была вынуждена вмешаться в процесс народного "культотворчества". Первый - когда в с. Старый Изборск Псковской области открыли "тропу Путина", по которой тот прошел во время своего визита в регион 2 августа 2000 г. Второй - когда жители с. Парфеново Иркутской области решили переименовать свой развалившийся колхоз им. Ленина в ЗАО им. Путина. Местные власти были вынуждены обе инициативы прикрыть.

Впрочем, за всем не уследишь. В той же Челябинской области, прославившей Путина в чугуне, освоили выпуск часов с президентским ликом. А местная кондитерская фабрика порадовала сладкоежек аналогично украшенным тортом.

Но "Путин в шоколаде" - это уж слишком! Президент должен запомниться людям делами по укреплению государства, экономики страны. Да он и сам этого хочет. Так что проблема не в нем, а в нас. В данном случае - в "мастерах культуры". Возможно, что свое уважение к президенту они воплощают в строчках, на холсте и в металле вполне искренне, не желая ему зла. Но лучше все же "отделить мух от котлет" и не смешивать в кучу гражданские и профессиональные порывы. Творчески надо самовыражаться в работе (книгах, выставках и пр.), а любовь или нелюбовь к президенту проявлять, как и все остальные - раз в четыре года на выборах.

С другой стороны, художников можно понять. Предложение возникает там, где есть спрос. А спрос на бюстики, портреты и календари рождает бюрократия, позабывшая, что на дворе уже другая эпоха. И уж если по-другому остановить этот поток аллилуйщины не удастся, то не провести ли через Думу закон, где установить допустимые пределы использования образа главы государства? Глядишь, после этого граждане России и сам президент не будут испытывать чувства неловкости там, где его в новое время быть уже не должно. А как думаете вы, наши читатели?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно