Примерное время чтения: 8 минут
266

Израиль. Русский с евреем братья навек...

ПОСЛЕ теракта в Нью-Йорке несколько знакомых друзей-евреев, агитировавших меня ехать вместе с ними на целебное Мертвое море, возвестили, что путешествие отменяется. Суть их аргументов состояла в том, что "теракт устроили арабы, а отдуваться придется евреям".

В САМОМ деле: в глазах арабов понятие "американские крестоносцы" неразрывно связано с понятием "евреи". Усама бен Ладен высказался об этом с предельной откровенностью.

Жизнь в Израиле становится все более и более опасной. В том числе и для тех выходцев из России, которые мечтали спасти своих детей от службы в российской армии, от знаменитой "дедовщины".

Что хуже "дедовщины"?

"ДЕДОВЩИНА", конечно, очень плохо, резонно рассуждают они сегодня. Но уж лучше бегать за водкой для лейтенанта, чем попасть под ракетный обстрел арабских террористов. К тому же в нашем простодушном государстве от армии можно откупиться за 2-3 тыс. баксов. А от ракеты, пущенной в кибуц, или от бомбы в дискотеке откупиться невозможно. Для настоящего русского еврея это совершенно нетерпимо. Как это так, нельзя откупиться?! Оказывается, в Израиле нельзя. Ну как тут не стать антисемитом?!

Еврей-антисемит

Я НЕ ОГОВОРИЛСЯ. Еврей-антисемит - явление весьма распространенное в Израиле. Я испытал это на собственной шкуре, когда побывал в Иерусалиме. Доставшийся мне гид, он же водитель, лет десять назад уехавший из Москвы, оказался таким махровым антисемитом, что генерал Макашов по сравнению с ним выглядел настоящим раввином. "Не вздумайте засовывать записочку в Стену Плача, - предупредил он меня (по еврейскому поверью, пожелание, оставленное в виде записочки в щели между камнями Стены Плача, обязательно сбудется). - Это чисто одесский обман".

- А на Мертвое море можно? Говорят, помогает от прыщей и лишая...

- Ни в коем случае. Останетесь без глаз или кожа слезет.

- Но косметика на воде Мертвого моря... Говорят, очень помогает...

- Покажите мне еврея с хорошей кожей, и я дам вам шекель, - пресек мою тираду еврей-антисемит.

- А у нас в армии - "дедовщина" и воровство! - защищался я, как настоящий русский патриот.

- А у нас милитаризм: даже девушек в армию забривают. Хуже, чем при коммунизме.

Признаюсь, я был окончательно убит.

- И много у вас таких антисемитов... как вы? - полюбопытствовал я.

- Да у нас все русские евреи-антисемиты, - сразил он меня. - Не верите? Поезжайте в кибуц. Еврейский колхоз хуже шарашки: попадешь - не вырвешься. Вы знаете, - раскрыл он мне наконец самую страшную тайну, - у нас же настоящий социализм! "Партия - наш рулевой!" Страна сплошных еврейских Советов. Дисциплина, как при Андропове. И все стучат...

Где ты, земля обетованная?

ДАВНЮЮ мечту об обретении родины (идея сионизма, кстати, родилась в царской России) можно понять. Она выросла из бедности и униженности в главных местах еврейского сосредоточения - в Польше, России, Прибалтике. Казалось, что собственная родина обеспечит им полные права и, главное, безопасность. Первыми евреями, уехавшими обживать Палестину, входившую тогда в состав Оттоманской империи, были российские - студенты из Харькова. А большинство основополагающих сионистских текстов, напоминает А. Солженицын, были написаны на русском языке.

Сегодня многие евреи всерьез задумываются о правильности сделанного выбора - создании отдельного государства. Сосредоточение в узком пространстве, зажатом между морем и враждебным арабским миром, делает их крайне уязвимыми для нового вида войны - терроризма.

Израильский премьер Ариэль Шарон, снова звавший российских евреев ехать в Израиль, выбрал не самый удачный момент. Многие евреи, уехавшие из СССР, в том числе и затем, чтобы избавить детей от службы в армии, подумывают о возвращении.

Российские евреи никогда не стремились быть солдатами (из призванных в 1904 г. 66 тыс. от призыва уклонилось 20 тыс.). Но вот ирония исторической судьбы! Нынешнее поколение евреев стало солдатами постоянно воюющего государства. Хорошими солдатами, надо сказать. (Впрочем, о достоинствах солдата-еврея писал еще лидер "белого движения" А. И. Деникин.)

События 11 сентября могут иметь серьезные последствия для еврейской нации. Первая линия джихада прошла по Манхэттену. Нетрудно догадаться, где пролегает вторая. Американская и израильская политика и финансы в последние десятилетия настолько переплелись, что для исламского джихада они фактически представляют единую цель.

Башня сионизма, идея единой родины, родины-защитницы, служившая в течение почти всего ХХ века цементом для строительства государства Израиль, похоже, получила 11 сентября, может быть, даже более разрушительный удар, чем две башни в центре Нью-Йорка.

Живущие в Израиле евреи открывают для себя "страшную тайну" почти библейского масштаба. Оказывается, что евреи, живущие, как и распорядилась мировая история, "в рассеянии" - в России, в Европе, в Латинской Америке, могут сегодня чувствовать себя менее уязвимыми, чем на Земле обетованной. Израиль перестает быть гарантом "еврейского счастья", пристанищем Вечного жида.

Не проиграв ни одной войны с арабами, создав одну из самых боеспособных армий в мире, обладая едва ли не лучшей разведкой среди развитых стран, Израиль в первый год нового века, похоже, проигрывает не военную, а историческую кампанию.

Испытание для демократии

НО "сынов Сиона" подстерегает и еще одна опасность.

Условия жизни в "прифронтовом государстве" делают уязвимыми не только города и поселения, но и саму израильскую демократию, которая становится жертвой ограничений и "цензов" государства, в котором все более гипертрофированную роль начинают играть "военщина" и спецслужбы. Семьи потенциальных переселенцев, особенно молодые семьи, не могут не понимать, что и они сами, и их дети в постоянно воюющем государстве будут становиться не банкирами, зубными врачами, гинекологами, коммерсантами, ювелирами, как это принято "в хороших еврейских семьях" по всему миру, а прежде всего солдатами.

Евреи уезжали из советской России не из-за бедности и не за кошерной мацой. После революции, несмотря на периодические всплески сталинского антисемизма, в массе своей они "умели устраиваться". Природная сметливость, склонность к искусствам и, наконец, коммерческая дерзость выводили их в благополучные слои советского общества. Что касается утеснений по графе "крайняя плоть", то коммунистическое государство преследовало не только потомков Моисея, но не в меньшей степени и почитателей Магомета, Будды и Христа. Отъезд по религиозным мотивам был скорее поводом, чем основанием. Уехавшие в Израиль не отрастили пейсов, не надели черных хламид и не нацепили кипы. Бородатые хасиды в черных шляпах, совокупляющиеся со своими женами через дырочку в кальсонах, вызывают у них приступы смеха.

От России не уйти

ЕВРЕЙСКАЯ история - это история поисков, гонений и насилия. Дав миру величайших мыслителей и ученых (достаточно вспомнить Христа, Гейне, Маркса, Эйнштейна, Мандельштама, Фрейда, Ландау), эта нация "подарила" нам и убийцу Столыпина, и основоположников "советской школы насилия" - Троцкого, Зиновьева. Да и В. И. Ленин, как говорят, имел, несмотря на калмыцкую внешность, изрядную долю еврейской крови. На протяжении веков евреев проклинали как нацию заимодавцев и ростовщиков. И Россия тут мало чем отличалась от Испании, Франции, Польши, Австрии, не говоря уж о Германии. "Советские евреи" бежали не от бедности, не от религиозных утеснений, а от общей несвободы тоталитарного государства.

Сегодня в России свободы больше, чем в Израиле. Исчерпались причины, по которым евреи уезжали из страны. Они все там же, где были всегда: в науке, искусстве, финансах, коммерции, медицине. И они, похоже, не собираются уезжать. И это хорошо. Потому что еврейская сметливость и предприимчивость очень нужны России. Об этом в свое время писал еще М. Горький. Известный еврейский автор XIX века Я. Тейтель подметил, что "евреи в большинстве материалисты". По своему поведению они действительно напоминают деньги: перетекают туда, где выгоднее, где стабильнее. И тот факт, что сегодня евреи не спешат "утекать" из России, может быть, самое весомое свидетельство того, что Россия наконец обретает стабильность.

В трудные минуты истории русские и евреи умели найти общий язык. Известный деятель русской эмиграции С. Иванович писал в ежегоднике "Еврейский мир" за 1939 г.: "Русские пути мирового еврейства были и будут самыми значительными. От России нам не уйти, как и самой России от нас не уйти".

Храни вас Бог, русские наши евреи!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно