aif.ru counter
10.10.2001 00:00
37

"Курск" поднимут. Что дальше?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 10/10/2001

ГОД и два месяца отделяют нас от того дня, когда со стометровой глубины Баренцева моря в последний раз прозвучал трагический SOS атомохода "Курск". 422 дня все мы задавали себе вопросы: будет ли поднята субмарина? будет ли названа и документально подтверждена причина гибели лодки? будет ли отдана последняя память погибшим на ней морякам?

В 11 утра 8 октября мертвая субмарина отправилась к месту своей последней стоянки.

Погибший атомоход медленно приближается к Рослякову. Первый этап операции по подъему лодки близится к завершению. Что дальше?

"ОПРЕДЕЛИТЬ точную дату начала утилизации "Курска" не представляется возможным", - заявил нашему корреспонденту начальник Управления экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов Министерства по атомной энергии Виктор Ахунов. По его словам, сроки зависят от того, позволит ли погода привезти лодку в док Рослякова в соответствии с графиком, и времени, которое потребуется следственным органам. С технической же стороны база по утилизации подводных лодок "Нерпа" готова к принятию мертвой лодки.

Ранее завод "Нерпа" принадлежал Госкомоборонпрому, а теперь находится в подчинении Минэкономразвития РФ и специализируется на ремонте субмарин второго и третьего поколений. За последнее время здесь были утилизированы 9 АПЛ. Ежегодно здесь разбирают 20 подлодок. Операция по расчленению "Курска" принесет заводу неплохой дополнительный доход. Возможно, именно поэтому "Курск" "обслужат" вне очереди, прямо как ветерана войны.

Проект разборки "Курска" готовили Министерство обороны, Минатом, агентство Россудостроения и ОКБ "Рубин". Разбор лодки будет производиться по отработанной схеме, которая включает в себя выгрузку топлива - процедуру достаточно длительную, демилитаризацию - снятие оружия и, собственно, саму утилизацию металлических конструкций.

Обычно "Нерпа" выгружает ядерное топливо из подлодок на плаву, но случай с "Курском" - уникальный. Его реактор снимут в специальном цехе и сразу погрузят в специальный контейнер. Произойдет это лишь через 3-4 месяца после того, как атомоход прибудет в док судоремонтного завода Рослякова.

По существующим правилам отрезаются все отсеки, кроме тех, которые прилегают непосредственно к реактору. Контейнер с извлеченным ядерным топливом специальное судно "Имандра" перевезет в одно из хранилищ в городе Снежногорске.

После этого с "Курска" снимут все оборудование, а оставшиеся металлоконструкции разрежут на металлолом, который отправят на реализацию в Мурманск.

По словам Ахунова, этот способ утилизации отходов не прогрессивный и не оптимальный, но строительство стационарных пунктов хранения ОЯТ на берегу требует 80-100 миллионов долларов. Таких денег у России нет. Утилизация лодки по этой схеме обойдется в 200 миллионов рублей. Виктор Ахунов также считает, что проект поднятия подводной лодки "Курск" связан больше с политическими проблемами, чем с обеспечением безопасности. Возглавляемое им ведомство проводило ежемесячный мониторинг среды места аварии и радиоактивных утечек не обнаружило.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество