Примерное время чтения: 8 минут
189

Цитатник для семитов и антисемитов

ИМЯ Александра СОЛЖЕНИЦЫНА на титульном листе сделало бестселлером его новую книгу "Двести лет вместе (1795-1995)", часть 1. Она уверенно занимает первое место в рейтинге продаж: по данным издательства, только в Москве ежедневно продается до 3 тыс. экземпляров, если они, конечно, есть на прилавках. Наши корреспонденты, например, смогли разыскать невысокую стопку, тающую прямо на глазах, лишь в одном книжном магазине недалеко от редакции.

САМИ издатели не могут назвать точную цифру предполагаемого тиража, но обещают: печатать будут еще, чтобы хватило всем. Солженицынский труд вызвал бурные дебаты среди критиков, общественных деятелей и простых читателей, сумевших "продраться" через переполненный цитатами и цифрами текст. Хотя, как пишет сам автор в предисловии, главная тема изысканий - так называемый "еврейский вопрос" - потеряла в последнее время свою остроту. Так в чем же причина посыпавшихся на автора со всех сторон обвинений в антисемитизме?

Автор - о книге

СОЛЖЕНИЦЫН предваряет свой труд, охватывающий историю отношений русского и еврейского народов на протяжении двух столетий, так: "Сквозь полвека работы над историей российской революции я множество раз соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений. Они то и дело клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накаленные страсти... Я долго откладывал эту книгу и рад бы не брать на себя тяжесть ее писать, но сроки моей жизни на исчерпе, и приходится взяться... Искренно стараюсь понять обе стороны. Для этого - погружаюсь в события, а не в полемику... Смею ожидать, что книга не будет встречена гневом крайних и непримиримых, а наоборот, сослужит взаимному согласию".

О чем она?

НАЧИНАЕТСЯ повествование с первого столкновения русских с хазарами, верхушку которых составляли иудеи, в VIII веке и истории первых еврейских поселений. Резко отрицательное отношение к иудаизму и евреям в Московской Руси, неизвестное там до начала XVI века, повелось от борьбы с "жидовствующими" ("Краткая Еврейская Энциклопедия", т. 2), и, как считает автор, "...преодоление ереси "жидовствующих" дало толчок духовной жизни Московской Руси конца XV - начала XVI века, осознанию необходимости духовного просвещения...". Вспышка антисемитизма вскоре иссякла, и "...за все царствование Петра I нет никаких сведений о стеснениях евреев, не издано ни одного закона, ограничивающего их. Напротив, при общей благожелательности ко всяким иностранцам была широко открыта деятельность и для евреев, а по их возникающей незаменимости находим евреев и в ближайшем доверенном окружении императора...". Екатерина II пошла по следам чтимого ею предшественника и "...сочувственно относясь к евреям и ожидая от них экономической пользы для страны... готовила им большие права. Уже в 1778 на Белорусский край было простерто недавнее российское всеобщее постановление: владеющие капиталом до 500 руб. составляют отныне сословие мещан, а большею суммой - сословие купцов... Это постановление имело особенное, большое значение: оно разрушало еврейскую до сей поры национальную изолированность... Отметим, что таким образом евреи получали гражданское равноправие не только в отличие от Польши, но раньше, чем во Франции и в германских землях... И, что еще существенней: евреи в России от начала имели ту личную свободу, которой предстояло еще 80 лет не иметь российским крестьянам".

Неплохо дело обстояло и в царствование другого влиятельного императора, несмотря на тяжелую атмосферу, царившую в постдекабристском обществе, немало сделавшего для России. "Николай I был по отношению к российским евреям весьма энергичен. Источники отмечают, что при нем была издана половина всех законодательных актов о евреях, совершенных от Алексея Михайловича и до смерти Александра II... В еврейской историографии устойчиво утвердилось, что его политика была исключительно жестокой и мрачной. Однако личное вмешательство Николая I сказывалось далеко не всегда вредно для евреев".

Затем настали страшные времена гонений и неприятия. Солженицын, вспоминая о кишиневском погроме 1903 года, говорит: "...государство, попускающее такую резню, постыдно недееспособно... Погром этот лег деготным пятном на всю российскую историю, на мировые представления о России в целом, - и черное зарево его предвозвестило и ускорило все близкие сотрясения нашей страны". И лишь "весной 1916 прения по еврейскому вопросу были остановлены как вызывающие нежелательное возбуждение в обществе".

В повествование включены и ранее неизвестные широкому читателю факты: о так называемой "ереси жидовствующих", объявивших историю Христа выдумкой (конец XV века), о слухах, касающихся национальности Лжедмитрия II, о "еврейском следе" в Октябрьской революции.

Как возник замысел?

СВОЮ версию представила первая супруга писателя Наталья РЕШЕТОВСКАЯ:

- Солженицын имел полярные влияния по "еврейскому вопросу". Так, тетя Александра Исаевича - Ирина Ивановна Щербак, будучи женщиной православной, негативно относилась к евреям и не только не скрывала, но и всячески демонстрировала эту нелюбовь, стараясь "взять к себе в союзники" всех родственников. Когда маленький Саня вырос, у него появилось много друзей-евреев. Это и Эмиль Мазин, и Лидия Симонян, и другие. А идея книги возникла у Александра Исаевича еще в 60-х годах. Тогда мы активно общались с семьей профессора Николая Кобозева, жена которого Эсфирь Ефимовна - еврейка. В огромной библиотеке профессора, где любил проводить время Солженицын, существенная часть книг была посвящена еврейским вопросам. И вот где-то в конце 80-х - начале 90-х годов сын Кобозева Алексей неожиданно предложил мне купить сохранившуюся у него солженицынскую статью о евреях. Я даже не знала о ее существовании, но, конечно, выкупила рукопись, которая могла повлечь очередные неприятности, и так сыпавшиеся на Александра Исаевича. Купила за достаточно большую сумму и отдала на хранение в Пушкинский Дом в отдел секретных рукописей это состоящее из нескольких десятков страниц научное исследование, которое и разрослось до двух томов "Двести лет вместе".

Мнения евреев "в авторитете"

АЛЕКСАНДР АКСЕЛЬРОД, руководитель "Антидиффамационной лиги", занимающейся противодействием антисемитизму: "Не могу назвать книгу откровенно антисемитской. Это лишь взгляд Солженицына на историю. Создается впечатление, что он выбирает в истории те места, которые соответствуют его собственным взглядам на проблему. Он очень аккуратен, он по-солженицынски многословен, многоцитатен, но - книга такая. Другой вопрос, что рассматривать роль какой-то нации в истории государства некорректно. То есть роль евреев в российской истории - сама по себе постановка вопроса с душком".

Адольф ШАЕВИЧ, главный раввин России: "Я лично знаком с Солженицыным. Последний раз виделся с ним около года назад в Кремле. Встречи были и раньше, но - от случая к случаю. Но, честно говоря, личной доверительной беседы ни разу не было. Я, конечно, слышал разные полярные мнения по поводу "Двести лет вместе" - и то, что это настоящий антисемитизм, и то, что книга реально отображает исторический материал. Но своего мнения пока не составил, плотнее займусь книгой в отпуске".

Кто ее издал?

"РУССКИЙ путь", издательство, которое напечатало труд классика, - прямой преемник русского издательства в Париже "YMCA-Press", опубликовавшего все изданные на Западе книги Солженицына. Поэтому, когда в России прекратила гонения цензура, писатель продолжил сотрудничество со старыми партнерами уже в Москве. С 1995 года "Русский путь" выпустил "Один день Ивана Денисовича", "Русский словарь языкового расширения" и "Россию в обвале". Как рассказал нам представитель издательства, давнее знакомство с Солженицыным и уверенность в точности и выверенности приводимых им фактов максимально облегчает подготовку его книг к печати. А редакторскую работу традиционно выполняет супруга Александра Исаевича Наталья Дмитриевна.

Каков гонорар автора

СУММА гонорара, полученного Солженицыным за книгу, - коммерческая тайна. Но наши корреспонденты узнали, сколько денег заплатили бы другие издательства Александру Исаевичу, если бы он предложил им свою рукопись: "Молодая гвардия" - 2 тыс. долларов, "Вагриус" - 3,5 тыс., "Антиква" - 6,5 тыс.

Зачем написано?

ЕСЛИ бы подобный труд написал профессиональный историк, исследователь или даже раввин, он был бы прочитан лишь узким кругом профессионалов, но исследование по данной теме, подписанное Солженицыным, стало явлением литературы и истории. Его прочитают многие. При этом каждый сможет интерпретировать приведенные в книге факты по своему вкусу. Те, для кого "еврейский вопрос" вообще не стоит, смогут пополнить свой интеллектуальный багаж. Наверное, именно эти цели преследовал писатель. Но разделившиеся на два непримиримых противоборствующих клана семитов и антисемитов - смогут использовать издание в своей борьбе, причем "Двести лет вместе" вполне может стать "цитатником" как для одного, так и для другого лагеря.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно