Примерное время чтения: 6 минут
581

Как я открывал свое дело

ЗНАЕТЕ, что такое малый бизнес? Краеугольный камень, альфа и омега развитого общества. То, что не позволяет экономике застаиваться, то, что позволяет гражданам зарабатывать, не ожидая помощи от государства. По крайней мере, так нас учили реформаторы. Короче, научили, и вот наш корреспондент решил испробовать на себе, каково в нашей стране открыть свое дело.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ предприятие можно двумя путями. Были бы деньги. Первый - обратиться к посредникам, взять с собой паспорт и деньги (от 250 до 450 долл.), и - получай готовый пакет документов с печатью. Остается поставить фирму на налоговый учет и заплатить за обслуживание счета в банке - от 30 до 50 долл. Второй путь - пройти все самому. Им-то мы и пошли.

Собираем справки

ПЕРВЫМ этапом было составление устава предприятия и проекта решения учредителей предприятия. Существуют стандартные формы устава для малых предприятий, и я купил такую форму у юриста. Стоило мне это 300 рублей.

Наверняка вам бросалось в глаза, что самое значительное некоммерческое здание в вашем районе - это здание районной управы: охранники с непроницаемыми лицами, мягкие ковры, секретари, которые не переваривают приходящих с просьбами к ним людей. Вот я и пришел со своими документами в отдел регистрации фирм. Начальник, приветливый снаружи и стальной внутри, бросил взгляд на мои документы и заявил мне, что составлено все "недостаточно корректно". Второй раз, по совету опытных людей, я пришел не с пустыми руками, и документы оказались куда корректнее.

Следующим этапом было внесение в банк 50% уставного капитала (минимальная сумма - 6500 руб.) для открытия временного счета. С этим особых проблем не возникло. После этого я вернулся в регистрационную палату, где мне выдали временную лицензию, и я стал ждать постоянную лицензию. Ждать пришлось месяц. Чтобы не терять времени, я отправился в Госкомстат, где нужно было получить несколько мудреных кодов (в зависимости от того, чем будет заниматься предприятие, чтобы оно попало в госстатистику).

Дождавшись постоянной лицензии, я прибыл в налоговую для получения ИНН и закрепления моей фирмы за определенным налоговым инспектором. В придачу мне выдали справку в банк для открытия постоянного расчетного счета. Для торговли в розницу или работы, например, в кафе нужно провести кассовый аппарат - здесь же в налоговой. Это дело будет посложнее, если официально, а вот если долларов 50-100 дать кому следует, то нет проблем.

Наконец я прибыл в Пенсионный фонд с копиями всех имеющихся у меня документов и со сведениями о моих сотрудниках. С момента постановки на учет в этом фонде по закону я имею право начинать работу. Хотя остаются еще и Фонд медицинского страхования, и Фонд социального страхования, и Фонд занятости, но улаживать вопросы с ними можно уже по ходу работы.

Все это вместе (от проекта устава до получения печати) заняло примерно месяца полтора. Юридический адрес мы купили в юридической фирме за 150 долларов.

Оставалось совсем чуть-чуть. Оформить лицензию на мой вид деятельности, лицензию на перевозку грузов, лицензию на спиртное и табачную продукцию (открывали-то мы кафе). Лицензия в среднем обходится в 15 минимальных окладов. Однако получить лицензию на торговлю спиртными напитками - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Как мне удалось узнать, лицензия на перевозку грузов официальным путем обойдется в 2500 руб., через фирму - 3800 руб. Однако ГИБДД попросит данные об инструментальном техосмотре (владельцы машин знают, что это такое) и пакет документов. Через фирму все просто: копия техпаспорта, два фирменных бланка с печатью и деньги. Не забыл я и о том, что у работников кафе должна быть медицинская книжка с голограммой и все необходимые справки об анализах (410 руб.).

И тут приходят гости

КАЗАЛОСЬ бы, все. Начинай работать. Но уже месяца через два к вам нагрянет Госпожнадзор. Вот тут-то и выяснится, что проводка не такая, стены не из того материала, да и не той краской выкрашены. И посему "в случае неустранения недоделок" через две недели вас закроют. Как эксплуатировалось здание до того с таким набором недостатков - загадка.

Затем появятся представители санэпидемстанции и, даже если все сертификаты оформлены правильно, у всех работников есть медицинские книжки, найдут массу нарушений. Правда, их понять тоже можно. Зарплата у них 1000-1500 рублей.

Через полгода в гости придут широкоплечие ребята с предложением услуг по защите и охране. От таких предложений, как вы понимаете, не отказываются - себе дороже. Для начала сумма будет небольшая - 200-300 долларов, но по мере "раскрутки" фирмы она будет увеличиваться.

Если вы прожили год - поздравляю. Не вышло - меняйте вид деятельности или приступайте к ликвидации. Только помните, что она обойдется не менее чем в 400 долларов.

Как в Сингапуре

ПОСЛЕ подобных экспериментов становится очевидным, что бизнес в России - дело хлопотное. Однако наше правительство предполагает резко поменять правила игры на рынке. Главный реформатор Герман Греф подготовил законопроект "О государственной регистрации юридических лиц". Авторы законопроекта предлагают перейти к уведомительному принципу регистрации "в одном окне". Иными словами, документы на регистрацию можно будет отправлять даже по почте и получить необходимое свидетельство в течение 10 дней. Ожидается, что скоро будут внесены соответствующие поправки в Административный и Уголовный кодексы.

Планируется также сократить список лицензируемых видов деятельности. Вместо 500 нужно будет лицензировать не более 70-80. Также будет упрощен сам механизм получения лицензии.

По проекту Грефа, плановые проверки предприятия будут проводиться не чаще, чем раз в два года. Одним словом, если все пойдет как по писаному, то скоро Россия догонит Сингапур, в котором зарегистрировать свое дело можно в одночасье. Вот тогда заживем!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно