Примерное время чтения: 5 минут
92

Бандитов "замочили" в автобусе

Корреспондента "АиФ", ставшего заложником международных экстремистов, освободило спецподразделение Антитеррористического центра СНГ

Под дулом пистолета

КОМАНДИРОВКА в Киргизию почти заканчивалась. Осталось добраться до города Ош. Мой бомжеватый вид не привлекал особого внимания: потрепанные джинсы, разбитые кроссовки, фотоаппаратура сложена в потертый рюкзак, а деньги, загранпаспорт и редакционное удостоверение в потайном карманчике в трусах.

Разболтанный "пазик" скрипел железными суставами по горной дороге. До старинного города Оша осталось километров тридцать. Пассажиры, в основном старики, женщины, дети, мирно дремали на драных сиденьях.

Автоматную очередь я принял за "стрельбу" автобусного карбюратора. Даже глаза не открыл. Но когда в "пазик" ворвались вооруженные люди, сон как рукой сняло. Ствол автомата, ударивший под ребра, привел в чувство. По черным маскам, гортанным крикам и лязганью затвора, по характерному запаху давно не мытых человеческих тел и отдельным словам на фарси я понял - влипли.

Заплакал грудной ребенок. Заголосили женщины. У сидевшего рядом аксакала затряслись руки. Но после выстрела из автомата в крышу автобуса установилась гробовая тишина.

Спецназ под юбкой

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ дорогу "пазику" перегородили машины местного ГАИ. Несколько выстрелов из автобуса в воздух заставили милицию отъехать метров на пятьсот. (Уже в Оше я узнал, что о захвате автобуса террористами властям сообщил местный пастух, оказавшийся на лошади рядом с местом трагедии.)

Постепенно подтягивалась милиция, вооруженные люди. Переговоры тянулись долго и нудно. Боевики требовали вертолет, беспрепятственный перелет на территорию Таджикистана и 2 млн. долл. Когда я сказал бородачу с гранатометом, что я журналист, и предложил стать посредником в переговорном процессе (обычно террористы во всем мире просят к себе журналистов, чтобы обнародовать свои требования), тот молча приставил пистолет к моему затылку.

Больше всего меня волновал двухмиллионный выкуп за заложников. Такие деньги в этих местах, тем более наличными, собрать трудно. В нищей республике, где безработица косит все социальные слои, сумма просто фантастическая. Богатым здесь считается человек, получающий в месяц $30. В Оше по российским меркам очень смешные цены даже на продукты питания. Вкусная лепешка стоит 1 рубль, а килограмм шикарной парной баранины - 30 рублей.

После долгого торга боевики договорились с властями: вертолет перебросит их через перевал, цену за заложников сбили до 100 тыс. долл. (Интересно, какова была доля журналиста "АиФ"?) По камуфлированному коридору из военнослужащих наш "пазик" в сопровождении машины ГАИ медленно тронулся к месту предполагаемой посадки в вертолет.

По дороге наш автобус обогнали несколько стареньких рижских микроавтобусов - частных маршрутных такси, которых здесь великое множество. Боевики проводили маршрутки равнодушным взглядом, на чем впоследствии и прокололись. Как потом выяснилось, они не увидели главного - в ворохе женских подолов лежали вооруженные люди...

Внезапно машина ГАИ остановилась. Резкий хлопок - и двигатель "пазика" задымился. Раздался еще один взрыв, затем резкий противный свист, салон наполнился дымом, на головы пассажиров посыпались осколки стекла. По фронтовой привычке я успел упасть на пол. Это последнее, что я видел. Остальное только чувствовал. Одну боль. Через секунды мои руки хрустнули в плечах и сомкнулись за спиной в металлических объятиях наручников. Неведомая сила вынесла меня из автобуса... мордой в асфальт! Чужие цепкие руки обшарили тело, вырвав из трусов документы и деньги. Ну бля... попал. Спецназеры точно приняли меня за террориста. Хотелось крикнуть: "Я свой!"

4 секунды -не предел

ЧЕРЕЗ минуту-другую я стоял в окружении хохочущих масок. Одна из них слетела с головы коренастого парня. Я обалдел. Передо мной стоял знакомый спецназовец из Бишкека. В доброе советское время с его помощью я готовил материал о наркодельцах Чуйской долины...

Спешу успокоить читателя. На самом деле в этот день в Оше впервые проходили учения Антитеррористического центра СНГ, в котором приняли участие представители спецподразделений почти всех бывших союзных республик СССР. Захват автобуса, уничтожение террористов и освобождение заложников - демонстрация возможностей спецподразделения "Альфа" Комитета национальной безопасности Кыргызстана.

Профессиональную помощь в подготовке к учениям местным чекистам оказали специалисты Центра специального назначения ФСБ России. Обучать киргизских спецназовцев приходилось с нуля. По специальным нормативам, на проникновение в автобус с террористами и заложниками отпущено 4 секунды. В течение восьми дней новобранцы киргизской "Альфы" с помощью москвичей набили немало шишек, пролили море пота, чтобы выполнить норматив на 5 баллов. Теперь они со смехом вспоминают, что в первый раз на это понадобилось 24 секунды.

Как сказал руководитель Антитеррористического центра СНГ генерал-лейтенант Борис Мыльников, пока центр будет выполнять координационно-информационные функции. В перспективе - создание коллективных сил быстрого реагирования СНГ, точнее, совместных спецподразделений по борьбе с международным терроризмом на территории бывшего СССР.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно