Примерное время чтения: 4 минуты
53

Станет ли Россия братским "могильником"?

22 ФЕВРАЛЯ Государственная дума во втором чтении будет рассматривать вопрос о том, стоит ли вносить дополнение в закон "Об охране окружающей среды" и допускать ввоз в Россию ядерных отходов. Напомним, что в первом чтении за поправку проголосовали 319 депутатов, а против - только 38. Если законопроект будет одобрен, то ввоз отработанного ядерного топлива (ОЯТ) в Россию может начаться уже в этом году.

"ЗА"

Золотое дно

КАЖДЫЙ из нас сердцем чувствует - не приведут к добру ввозимые ядерные отходы. Мы и так после Чернобыля на рынок с дозиметром ходим, а теперь, наверное, с ним в обнимку спать придется.

Минатом, инициатор и ярый сторонник законопроекта, считает подобную обывательскую точку зрения детским лепетом. И на желание общественных экологических организаций провести всенародный референдум приводит красноречивое сравнение: "Представьте, что в детский садик пришли чужие дяди и спросили: "Будем учить английский или пошлем воспитательницу за мороженым?" По мнению министерских чиновников, мы даже не подозреваем, какое золотое дно приоткроется для нас в случае реализации проекта. А именно...

За переработку и хранение ОЯТ России заплатят 20 млрд. долларов. Полученные деньги распределятся так: 2,5 млрд. долл. уйдет предприятиям Минатома на развитие мощностей, 35% - государству в виде налогов и 30-40% - на очистку радиоактивно загрязненных территорий. Регионам обещают выплатить незначительную компенсацию, поэтому некоторые из них лоббируют внесение дополнения о ввозе радиоактивного топлива.

Но главное даже не в деньгах. На сегодняшний день установки по переработке ядерных отходов имеются лишь во Франции, Англии и России. Отработанное же топливо существует более чем в 20 странах, всего его накоплено примерно 200 тысяч тонн. Мы собираемся принять 16 тысяч тонн отходов на переработку и 4,5 тысячи тонн просто на хранение. Если осуществится намеченный проект, Россия станет конкурентоспособной державой в одной из самых прибыльных отраслей.

Груз будет перевозиться в специальных, отвечающих международным стандартам контейнерах на кораблях. Храниться - в стальных бетонированных бочках. Технология проверенная - в России уже лет 20 ведется переработка собственных ядерных отходов.

Что произойдет с облученным топливом при переработке? Грубо говоря, его вначале растворят в агрессивной жидкой среде, оттуда извлекут уран и плутоний, которые можно будет использовать повторно.

"ПРОТИВ"

Экологическая катастрофа

ПРЕДСТАВИТЕЛИ российского отделения "Гринпис" считают, что, если мы примем чужой "мусор", страна попросту может превратиться в международную свалку. Ведь на сегодняшний день у нас накоплено около 14 тыс. тонн собственного отработанного ядерного топлива с атомных электростанций.

- Самым уязвимым звеном предполагаемого проекта является транспортировка отходов, - говорит президент Социально-экологического союза Святослав Забелин. - В этом с экологами согласен и Госатомнадзор. Радиоактивный груз собираются везти через Северный морской путь, а если корабли окажутся затертыми во льдах? Порты, которыми придется воспользоваться, перегружены. Вы бы хотели, чтобы рядом с кофе, который вы позже будете пить по утрам, пару дней постоял контейнер с ОЯТ? (Кстати, о том, какое излучение будет на поверхности этих контейнеров, никто не говорит.) Дальше топливо погрузят в вагоны и повезут по железным дорогам. Представляете, какой "лакомый кусочек" для террористов?! Если отходы рассыпятся, то собирать ягоды и грибы в окрестностях можно будет только через 250 тысяч лет.

При переработке облученного топлива образуется огромное количество радиоактивных жидких отходов. Только небольшая часть их смешивается с расплавленным стеклом, охлаждается и потом хранится в виде блоков. Основная масса просто сливается в водоемы.

В России пока действует лишь одно предприятие по переработке ОЯТ - завод РТ-1 при химкомбинате "Маяк" в Челябинской области. На нем уже два года не работает печь, и отходы хранятся в жидком виде. Это опасно, потому что бочку с жидкими отходами может рвануть (в 1957 году такая авария уже случилась на "Маяке", в результате до сих пор тысячи квадратных километров загрязнены радиоактивностью).

Известен печальный опыт одного из лидеров этой отрасли - английского завода "Sellafield". Предприятие вместо того, чтобы иметь огромные прибыли, находится на грани банкротства. Международная экологическая экспертиза выяснила, что именно "Sellafield" несет ответственность за загрязнение Ирландского моря, и заставила дирекцию выплачивать компенсацию всем имеющимся в округе рыбакам.

В законопроекте не оговариваются сроки хранения ОЯТ. Что будет по истечении этих сроков? И кто станет финансировать устранение последствий, если, не дай бог, случится катастрофа? А нам очень хотелось бы знать ответы на эти вопросы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно