41

Автостраховка - защита или оброк?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 24/01/2001

24 ЯНВАРЯ в Госдуме состоится слушание многострадального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Если закон вступит в силу, на лобовом стекле каждого автомобиля (легкового, грузового, автобуса и т. д.) рядом с талоном о техосмотре должна будет появиться страховая карточка. Случись какое ДТП, его участники цивилизованно и без брани обменяются карточками своих страховых компаний. И на этом кончается головная боль: все возникшие проблемы будут решать страховщики, начиная с оценки ущерба и оплаты ремонта и заканчивая выплатой компенсации, если (не приведи, господь) в аварии пострадают люди.

А многострадальный этот закон потому, что впервые обсуждать эту идею начали еще тридцать лет назад. Но до сих пор закон не принят. Главный контраргумент - страховка стоит денег. Это значит, что каждый автовладелец (или автоводитель) теперь должен будет в обязательном порядке купить страховой полис. Выходит, что страховка превратится в дополнительный налог. Если же верить статистике, то 80% водителей в аварии вообще не попадают.

"Это полная чушь, - возмущается Сергей Саркисов, президент страхового общества "РЕСО-Гарантия", член экспертного совета Госдумы по страхованию. - Предполагаемая стоимость ежегодного страхового взноса равна стоимости одной заправки бензином бака "Жигулей". И не называйте это дополнительным налогом на автолюбителей. Полис - это защита. Причем людей не слишком состоятельных. Богатый человек сам сможет рассчитаться за побитую машину. Не говоря уже о том, что большинство богатых свои автомобили уже застраховали".

Кто поможет инвалиду

СТАТИСТИКА людских потерь на дорогах страны напоминает сводки с театра военных действий. Двадцать-тридцать тысяч погибших за год под колесами автомобилей - такова страшная российская "норма". А сколько людей остается инвалидами? Сколько семей теряют кормильцев или, наоборот, обречены взять на себя содержание инвалида?

"Оппоненты утверждают, что наше законодательство и так дает немало возможностей взыскать с виновника трагедии на дороге немалые суммы для компенсации пострадавшим. Но много ли вы можете назвать примеров, когда инвалид добился справедливости в суде у нового русского?" - настаивает президент "РЕСО-Гарантия" Сергей Саркисов. А лихачи на иномарках нередко по документам - безработные, а "БМВ" и "мерседесы" у них по доверенности... Зато в любой крупной российской страховой компании хоть отбавляй примеров того, как эффективно работает страховая защита, которую добровольно приобретают наиболее благоразумные и ответственные автомобилисты. Они не дожидаются введения закона, потому что хотят чувствовать себя на дороге спокойно и уверенно.

"Зеленая карта"

СУЩЕСТВУЕТ и еще одна проблема. Европейские и неевропейские страны, где существует, как мы уже писали, обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов, требуют с въезжающих на их территорию транспортных средств страховые полисы (так называемые "зеленые карты").

Нашим приходится покупать полисы зарубежных компаний, в первую очередь немецкие или болгарские. По оценкам экспертов страхового общества "РЕСО-Гарантия", на это российские граждане и организации тратят около 30 млн. долларов в год. Причем имеются в виду не только автотуристы. Без "зеленой карты" границу не пересекут ни автобусы, ни трейлеры с грузом. С введением у нас закона об обязательном страховании ответственности российские страховые компании получат право продавать свои "зеленые карты", а это - налоги в наш бюджет, новые рабочие места у нас, а не за кордоном.

Братские Белоруссия и Украина уже приняли у себя подобные законы. Цивилизованнее нас оказался Узбекистан, где закон принят, однако заставить мировое сообщество признать их полисы "зелеными картами" узбеки не могут. Мешает Россия: для того чтобы страна получила доступ в международную систему "зеленой карты", сопредельные с ней государства должны иметь законы об обязательном страховании, а в России его нет. Во всей Евразии подобного закона не имеют только Россия и Монголия.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество