55

Как отогреть Приморье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 24/01/2001

- ТЫ чего к телефону так долго не подходишь?

- Так пока проберешься в темноте... Ой, а слышно-то как хорошо! - кричала мне в трубку школьная подруга из Владивостока в Москву.

- Так через спутник говорим. Цивилизация! Двадцать первый век за окном.

ВО ВЛАДИВОСТОКЕ за окнами стало теплее. С минус 47 градусов с ветром и предельной влажностью воздух "прогрелся" до минус 20 градусов. В прошлые выходные электричество давали днем на 1 час. Все бросились включать электрообогреватели и смотреть телевизор. В качестве бытовой подробности нелишне сообщить, что ни во Владивостоке, ни во всем Приморье газовых плит в домах, как и самого газопровода, не было и нет. Электричество - единственный источник света, горячей еды, теплой воды из крана и "живых" батарей. Когда отключают свет, наступает XIX век. Зажигайте свечи и топайте пешком на десятый этаж... Самый ходовой товар поэтому - корейские портативные печки, керогазы, туристические примусы "Шмель" и керосин. Керосин, впрочем, всегда в дефиците. Застать его в продаже на бензоколонке - счастье.

В морозы поубавилось на дорогах машин. "Японки" с правыми рулями, на которых рассекает все Приморье, умерли в одночасье. На езду в арктических условиях самурайские автомобили не рассчитаны. Школы распустили младших учеников на бессрочные каникулы. Они счастливы.

Песни про должников и экономию электроэнергии слушают тут последние лет пять. Но такого лютого издевательства природы и энергетиков одновременно над людьми еще не бывало. Служба вневедомственной охраны сбилась с ног. Срабатывают сигнализации на всех объектах. Сигналы тревоги шлют банки, магазины, офисы, склады. Понятно, что происходит это из-за отключения электричества, но где гарантия, что в это время на охраняемый объект не нагрянут воры?

Стоит вся промышленность региона. Значит, вскоре не будет и зарплаты...

Кто виноват?

НАЧАЛОСЬ все с "веерного" отключения электроэнергии. Потом встали электростанции, дающие энергию всему краю. Причина одна - нет топлива. Ни угля, ни мазута. Сибирь, которая добывает для дальневосточников уголь, мерзнет сама. Самим топлива мало, не до торговли. Требования приморцев выполнять договор по поставкам угля - крик в пустоту.

Например, город Дальнереченск должен энергетикам 22 миллиона рублей. Но городу в свою очередь должны 36 миллионов воинские части, стоящие на границе с Китаем. Военные заплатить не могут, ни одна федеральная структура заплатить не в состоянии, нет денег. Но по указу президента нельзя отключать военные объекты, структуры МВД. А гражданское население, оказывается, можно.

Идентичные ситуации сейчас по всей Сибири, в Хабаровском крае, Якутии, Еврейской автономной области, Магадане, на Сахалине. Про Сахалин, правда, не все знают. Федеральных дорог там нет, так что пикетчикам их не перекрыть, а журналистам сложно добраться туда из-за плохой погоды.

Лучегорский угольный бассейн промерз насквозь. Над Приморьем осенью пронеслись четыре тайфуна. Вода в реках поднялась от ливней на семь метров. Угольный разрез превратился сначала в болото, потом в лед. Как уголек сушить перед подачей в топку? Деньги же на ликвидацию последствий бедствия начали поступать через полгода. Угля когда-то в Приморье было больше, чем надо, но семь лет назад Международный валютный фонд раздавал кредиты на реструктуризацию угольной промышленности. Закрывающиеся за малой рентабельностью угольные шахты получали живые доллары. Шахтеры предпочли зажать синицу в кулаке, чем слушать умные речи про журавля в небе, когда краевые власти уговаривали шахтеров жить своим умом: открывать новые шахты, а не закрывать старые. Но шахты взрывали и засыпали намертво, чего не делали даже в войну на Украине. Тогда стволы рудников заливали водой, чтобы потом ее можно было откачать и восстановить производство. Но теперь об этом поздно сожалеть. Доллары проели, города шахтеров стали городами безработных. В центре угольной промышленности края - Партизанске - из шести шахт стоят шесть. А могли бы этим угольком согреть половину Приморья. Но теперь ни угля, ни работы, ни налогов в казну страны.

Везти уголь из Сибири, как делается это сейчас, очень дорого. Тонна угля стоит 155 рублей, но растущие железнодорожные тарифы плюс разгрузка утраивают цену. Во Владивостоке этот же уголек стоит уже 530 рублей. То же и с мазутом. Летом мазут купить было нельзя ни при каких условиях, даже обращения к правительству с просьбой пособить в этом деле результатов не дали. Топливо до капли продавалось по бросовым ценам за рубеж. Приморью мазут предложили с первыми морозами по взлетевшим в пять раз по сравнению с летними ценам. И теперь еще, чтобы разморозить цистерну прибывшего мазута, ровно половину надо сжечь для ее оттаивания. Воздействовать на энергетиков (наказывать, требовать, увольнять) краевая власть не может. Нет у нее таких рычагов. Поскольку все это хозяйство теперь не государственное, а почти частное, принадлежащее РАО "ЕЭС России". Ни одной акции, которой можно было бы хотя бы помахать, местная власть не имеет. Губернатор, мэры городов, депутаты могут в этой ситуации только взывать к совести и умолять войти в положение. Рубильник-то не в их руках.

Заместитель председателя РАО "ЕЭС России" Анатолий Копсов извинился перед приморцами, признав, что дочерние предприятия РАО не были готовы к столь суровой зиме. Пообещал дать тепло и свет к 1 февраля. Посетовал, что на Лучегорской ГРЭС давно пора обновлять оборудование.

Что делать?

БЕЗУСЛОВНО, за то, что полстраны мерзло в собственных домах, кто-то ответит. Но нам всем, независимо от места жительства, необходимы гарантии безопасности жизни на государственном уровне. Это не только незыблемость границ, но и тепло, вода, свет. Тот минимум, который пора бы уж иметь в XXI веке. Если государство не может наладить жизнь в богатом крае, то нам не прочь помочь соседи: Китай и Япония. Они давно смотрят на Россию с аппетитом. Уж они-то уголь найдут...

При царе как было: чем дальше от столицы - тем ниже становились тарифы на перевозки, топливо, энергию. А как по-другому помочь осваивать, обживать дальние, но нужные стране окраины? Теперь все наоборот.

За счастье семь суток трястись в поезде вам придется заплатить за билет 8 тысяч рублей. На самолете, правда, пока дешевле.

С завистью смотрит Приморье на результаты геополитики, применяемой в дальних регионах Китая. Чтобы окраина расцветала, китайцы полностью оставляют все собранные там налоги на развитие провинции. Буквально 5-7 лет назад с обеих сторон границы были деревни. Только по одну сторону их называли избами, по другую - фанзами. Построили пограничный переход, побежали с товарами друг к другу. Со стороны России избы так и остались, фанзы же превратились в многоэтажки, окруженные отелями, универмагами с эскалаторами.

За последние пять лет Дальний Восток потерял один миллион жителей: не хотят люди тратить жизнь на выживание в суровых условиях. Уезжают кто куда сможет.

Приморье - невзирая на все, пока единственный регион, где есть прирост населения. Но без глубоких изменений в геополитике люди побегут и отсюда.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество