Примерное время чтения: 6 минут
1354

Как ищут погибших на "Курске"

В ходе спецоперации из погибшей подлодки "Курск" пока поднято 12 тел моряков

В Минувшее воскресенье Североморск простился с подводниками, погибшими в подлодке "Курск". В этот день весь город был одет в траур, а на четырех бронетранспортерах, превращенных в лафеты, стояли гробы с телами подводников, запаянные в цинк и сверху укрытые андреевскими флагами.

К сожалению, адмиралы и члены правительственной комиссии так и не ответили на вопрос родителей и близких погибших, кто же в цинке. Командующий Северным флотом заявил, что пока, юридически, поднятые с глубины тела не опознаны. Не может адмирал с полным основанием сказать и о том, что записка, написанная рукой капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, находилась именно при нем. На любую информацию не только для журналистов, но и для самих военных наложен гриф "секретно". До особого распоряжения.

Подводный склеп

После того как норвежские водолазы сделали специальное окно в 8-м отсеке "Курска", на острые края была наложена специальная защита, позволяющая уберечь костюмы водолазов. И первым туда вошел мичман Сергей Шмыгин. Из-за плохой видимости - не более 70 см - и многочисленных внутренних разрушений водолаз осмотрел лишь часть отсека, расположенную возле переборочной стены соседнего девятого. Однако пройти по узкому восьмидесятисантиметровому коридору в носовую часть отсека между главным распределительным щитом и бортом не смог, хотя именно там обнаружил в притолоке небольшую воздушную подушку. Изнутри оказался задраен люк и в нижнее помещение восьмого отсека. Возвратившись, водолаз попытался открыть дверь в девятый отсек, однако сделать это с первой попытки не смог. Тогда к работе приступила другая группа водолазов, которая вскрыла аварийно-спасательный люк 9-го отсека, откачала оттуда иловую воду и опустила телекамеру. И только тогда мичман Шмыгин сумел туда зайти.

Судя по следам копоти на стенах, в девятом отсеке скорее всего был пожар или же сильное задымление, в результате чего подводники, видимо, покинули это помещение. Однако, чтобы полностью обследовать его, туда также была дана под давлением вода, дабы удалить ил и дать возможность телекамерам работать в недоступных уголках.

Тщательно, метр за метром обследовали российские водолазы вскрытые отсеки подлодки. Ил дна Баренцева моря нехотя отступал, отдавая тела погибших моряков. Двум сменам спасателей удалось обнаружить 12 членов экипажа "Курска". Одного из них, задавленного рухнувшей на него аппаратурой, водолазу пришлось доставать почти два часа. Пытаясь спасти тела подводников от разрушения, водолазы уложили их в специальные технологические контейнеры, которые были прикреплены к канатам. А затем через барокамеру их подняли на "Регалию".

Тайна следствия

Пока поднятые на поверхность тела не видел никто. Кто они и что с ними произошло? Вопросы, на которые пока нет ответа. Хотя мы уже знаем, что в результате взрыва на борту был пожар. Большинство обнаруженных подводников обожжены, на телах двух - множественные ушибы и переломы.

По мнению следователей и медиков, тела подводников, поднятые на поверхность, будут опознавать по структуре ДНК, будет исследована костная ткань, возьмут кровь родителей. Но это только в том случае, если тела сильно обожжены или найдены только их фрагменты. В ином случае погибших можно будет опознать по номеру и фамилии на робе.

Теперь о записке, найденной в кармане одного из погибших. Она написана карандашом на небольшом листочке бумаги, скорее всего вырванном из тетради. Несмотря на то что послание было так долго в соленой воде, оно сохранилось полностью. Записка носит сугубо личный характер и, как говорят в штабе Северного флота, адресована родным капитан-лейтенанта Колесникова. Однако она проливает свет на ситуацию, сложившуюся в день трагедии на АПЛ "Курск". На ней четко указано время - "13.15. Весь личный состав из 6, 7 и 8-го отсеков перешел в 9-й. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх". Потом на записке неразборчивым почерком обозначена цифра "13.5... Я пишу на ощупь".

"Могу предполагать, что личный состав погиб не позже 13-го числа", - заявил командующий Северным флотом Вячеслав Попов, пояснив при этом, что точное время укажет только судмедэкспертиза. Генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" академик Игорь Спасский не исключает, что после подъема тел из 9-го отсека водолазы займутся обследованием 2-го отсека, чтобы установить причину катастрофы.

Все станет ясным 8 ноября?

Отвечая на вопросы журналистов относительно телевизионных кадров места гибели подлодки "Курск", где отчетливо видны следы столкновения субмарины с другим объектом, председатель государственной комиссии вице-премьер Илья Клебанов сообщил, что уже к 8 ноября, дню очередного заседания комиссии по выявлению причин аварии "Курска", должна остаться "одна 100-процентная версия гибели". Но в штабе Северного флота, да и в Главном штабе ВМФ уже сейчас считают, что причиной гибели "Курска" и взрыва боезапаса явилось непреднамеренное столкновение с ним иностранной подлодки.

Почему же тянет Илья Клебанов и в который раз называет дату 8 ноября? Уверен, ответ станет понятен, если мы вспомним телефонный разговор Владимира Путина с президентом США, состоявшийся в дни трагедии с "Курском", а также приезд после этого директора ЦРУ в Москву. Чему была посвящена их беседа? По одной из версий, за кремлевскими стенами заключалась сделка, и руководство России просили не рассекречивать полученные на месте трагедии "Курска" данные до 8 ноября. Дабы не повлиять на исход голосования по выборам президента США, которые пройдут накануне - 7 ноября.

Если это так, то интересно, что пообещали американцы взамен?

Цепь случайностей: возможная версия

Во всем виноваты случайности. Иностранная подлодка, наблюдая за действиями АПЛ "Курск", случайно ударила ее килем. От полученной пробоины или по решению командира лодка ныряет, пытаясь уйти от нового удара. Но в момент аварии глубина на этом участке моря всего 108 метров. 150-метровая АПЛ на скорости врезается в грунт. От сильнейшего удара происходит мощный взрыв в первом отсеке. От пожара потом взрывается весь боекомплект. Сразу же гибнет около 80% экипажа АПЛ, и лодка практически лишается своей носовой части. Сильнейший взрыв складывает все переборки до 5-го отсека. Оставшиеся в живых уходят от пожара в дальний девятый отсек. Почти два часа в затонувшей подлодке работают аккумуляторы света. В это время офицер пишет записку. Небольшой запас кислорода остается в девятом отсеке, где собрались больше 20 оставшихся в живых подводников. Но вскоре по проводке огонь поступает и туда. Пытаясь спастись, двое подводников пробуют открыть аварийный люк. От удара люк заклинило, но вода под давлением уже поступает в лодку... Из горящей подводной ловушки спастись было невозможно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно