67

Не плюй в газету...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 11/10/2000

...А ТЕПЕРЬ, друзья, мы расскажем вам о лучших телепрограммах недели со 2 по 8 октября: обратите пристальное внимание на цикл "Живое дерево ремесел". Не пропустите узбекский фильм 1969 года выпуска "Влюбленные". Следите за перипетиями сериала "Живая рыба". И главное событие новой теленедели, вне сомнения, - мультфильм "Горшочек каши"...

ВЫ ПОРАЖЕНЫ? Заикаясь, спрашиваете, а где же про рейтинговую "Охоту на Золушку", "Каменскую" и две главные кинопремьеры теленедели - фильмы "Красная скрипка", "Девушка на мосту", программу "Итоги" наконец? Где, где, а нигде. Потому что вот мы взяли и составили наш "телеобзор" строго по схеме... пресс-обзоров на ТВ! Где тиражи изданий, подписные рейтинги или количество сенсаций в номере - не критерии.

Грустные соображения ума

27 СЕНТЯБРЯ, утро, 7.25 - пресс-обзор на канале РТР "Черным по белому", в главной роли - Лев Бруни. Он находит самыми сенсационными следующие темы в газетах среды: визит Горбачева в Кремль, взимание платы за проезд по МКАД, нападки на русский язык в Молдове. Находит их в газетах "Россiя", "Время новостей", "Газета RU", "Новые Известия" и "Сегодня".

Анатолий Макаров, ведущий "Газетного дождя" на ТВЦ (8.40), газет за среду вообще не читал. Да и зачем? Чтобы пофилософствовать на тему падения нравственности печатных изданий, искря стилистическими жемчужинами типа "вызывают грустные соображения ума", можно вообще не уметь ни читать, ни говорить. Достаточно озвучить нелегкую судьбу российских победительниц конкурсов красоты и посетовать на недавнее (всего лишь годовой давности!) ЧП в Сочи. Вспомнить "вопиющий" заголовок из "Комсомолки" опять же недельной давности "Кристине Орбакайте муж сломал нос". Обличить главную тему номера газеты "АиФ. Любовь", тоже, кстати, не в среду вышедшей, и... попрощаться со словами: "Под газетным дождем мок Анатолий Макаров", устало потянувшись нетелегеничным телом в финальной заставке, - все, еще один газетный день "обзер"...

В рейтинг "самых-самых газетных публикаций" не попали статьи о трагических последствиях шестой по счету за последние пять лет амнистии, грядущем сахарном кризисе, в результате которого сахар в рознице подорожает в 2 раза, начале отопительного сезона (информация о том, что отопление обязаны включить раньше 10 октября, если в течение 5 дней дневная температура держится ниже восьми градусов!), а также эксклюзивное интервью с Ларсом фон Триером и т. д., и пр., и др. Да вы и сами наверняка помните, что газеты в "обозримую" среду (а их, кстати, зарегистрировано вместе с журналами и периодическими учебными пособиями больше 2 000!) написали о массе интересных и сенсационных вещей. Из утренних телеобзоров прессы мы об этом не узнали. Почему?

Секреты их занудности

1. ГАЗЕТЫ для обозрения выбираются или внутри издательского концерна, или по принципу "чтобы телевидению не конкурент". Тираж "Независимой газеты" - 47 996, "Времени новостей" - 51 тысяча. Это достойные издания, но не самые ведь популярные. Кроме того, их просто-напросто... невозможно купить в российской глубинке!

Видимо, выделяемые самими читателями ежедневные газеты "Комсомольская правда" (тираж 711 тысяч), "Труд" (612 850) или еженедельник "Аргументы и факты" (2 880 000) - просто-напросто опасные конкуренты, потому что своим тиражом и реальной аудиторией легко перекроют нерейтинговые телеканалы. Зачем же рекламировать более сильное стратегическое оружие?

2. Если в пресс-обзорах анонсируются новостные материалы газет, то они выглядят просто убого на фоне "телесвежака". Таким образом пресс-обзоры превращаются в мероприятия по антирекламе печатных СМИ. Выигрышные для газет жанры - аналитика и прогнозы - игнорируются в принципе.

Можно назвать еще десяток причин "их занудности". Но не хочется опускаться до предположения, что выбор "обозримой" прессы зависит от личных пристрастий ведущего или щедрости отдельных издательских домов.

А ведь на самом деле идея обзора прессы на ТВ - просто отличная. Вспомните придуманный студентами журфака МГУ во главе с Андреем Егоршевым "Пресс-экспресс". Действительно популярные издания, забавные сюжеты, газетчики с "человеческим лицом". Или острые, спорные, но всегда ИНТЕРЕСНЫЕ пресс-обзоры Андрея Черкизова на НТВ. Жаль, и Егоршев, и Черкизов и отличный пресс-обзор на РТР годичной давности - это уже история. Но ведь жива-здорова программа Владимира Кара-Мурзы. Ведь можно же! И нужно, потому что только ТВ в силу своей специфики способно охватить самые широкие слои населения, которые остаются за пределами влияния других видов СМИ. Нужно - только не в виде полусонной и необъективной политинформации. А то ведь нагнетается возмущение, нет, не в адрес "обзертых" газет. Аудиторию начинает раздражать само телевидение, выпускающее такие непрофессиональные программы.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество