aif.ru counter
27.09.2000 00:00
32

Нас поставят на счетчик

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 27/09/2000

СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ европеец тратит на оплату жилья и коммунальных услуг примерно 48% своих доходов. Россиянин - 5,2%. Так что "резервы" у властей (для вывода нас на международный уровень) есть. При этом тот же россиянин потребляет электроэнергии втрое больше, чем европеец. А воды - в 5 раз больше.

ЭТО вовсе не означает, что все у нас такое дешевое. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в России сопоставимы с расходами на оборону. Просто граждане платят, дай бог, половину реальной стоимости той же воды или электричества. Вторую половину должен доплачивать бюджет или промышленные предприятия. Но у них денег вечно не хватает. Поэтому много проблем, хотя жильцы в массе своей и платят исправно. Отсюда основное направление нашей жилищно-коммунальной реформы: раз население платит, а остальные нет, значит, надо брать с населения побольше денег.

Самый простой путь - включить всем счетчики.

Не думай о секундах свысока

ЛЕГЧЕ всего поставить счетчик на телефон. Опыт в России уже есть - эксперимент, причем не первый год, идет в 100 городах: Воронеже, Кемерове, Нижнем Новгороде, Перми, Тюмени, Пскове, Ярославле... С будущего года на повременку перейдут столица нашей Родины Москва, Владимир и еще несколько сотен населенных пунктов.

Работает это примерно так. Граждане платят абонентскую плату (в разных городах суммы разные - 15-30 рублей в месяц) и за это бесплатно пользуются телефоном по 300-350 минут в месяц. За все, что сверх, приходится платить по 3-10 коп. за минуту разговора. Платит тот, кто звонит. За звонки в милицию, "Скорую помощь", пожарным денег не берут. Льготы (для ветеранов, инвалидов, других категорий граждан) сохраняются.

В некоторых городах, например во Владимире, предлагают даже такую услугу: если вы не наговорили свой месячный лимит, часть денег вам возвращается. Правда, посекундно счетчик считать не обучен и все округляет в большую сторону.

За несколько месяцев до начала эксперимента люди начинают получать из телефонного узла квиточки с указанием того, сколько они говорили по телефону, - чтобы привыкли.

Несколько лет назад Академия социальных наук провела по заказу телефонистов исследование. Сначала людей спросили, сколько, по их мнению, они в день тратят на телефон, 6% ответили, что больше двух часов. 22% - что примерно час-два. 34% - от 30 минут до часа. Потом посчитали, что же получается по факту. Оказалось, что мы себя сильно переоцениваем. На самом деле больше часа в день говорят по телефону только 14% граждан.

Эксперимент подтвердил, что две трети наших граждан за лимит не выходят - укладываются в эти 10-15 минут. Кстати говоря, выяснилось, что главные болтуны - военные и сотрудники МВД. Пенсионеры редко наговаривают больше 30 минут в день. И вообще люди малообеспеченные реже выходят на связь, чем состоятельные. Так что, как утверждает Минсвязи, все получается по справедливости и плюс лишние деньги: прибавка к бюджету связистов - почти третья часть.

Минсвязи можно понять. В то время как космические корабли бороздят просторы Вселенной, около трети наших граждан не имеют телефона, а в сельской местности таких - больше половины. Провести один номер (с учетом прокладки кабеля) стоит почти 10,5 тыс. рублей. Плюс нужно чинить старые АТС. И за все, соответственно, надо платить. А техника позволяет ввести поминутную оплату хоть завтра.

Стрелочки перед глазами

С ВОДОЙ сложнее. Вода и тепло - самое дорогое удовольствие. Из того, что мы отдаем за квартиру, две трети уходит как раз на воду и тепло. Пока мы все платим одинаково, по тарифу. Предполагается, что и воду мы все льем одинаково - по нормативу: холодную - 180 литров в сутки, горячую - 120.

Однако в Самаре есть школа, где установили экспериментальный счетчик. Оказалось, что школа платит за воду в 30 раз больше того, что потребляет.

Посмотреть на то, как работают счетчики, можно в подмосковном городе Мытищи. Без счетчика горячая вода (те самые 120 литров в месяц) здесь стоит 23,5 руб. По счетчику те же 120 литров - примерно 27 руб. В чем экономия? Все просто. Водяной счетчик в отличие от электрического (который стоит где-то в прихожей, а то и вовсе на лестнице) висит прямо перед глазами. Граждане видят, как начинают крутиться стрелочки, и сразу заворачивают кран. Чистят зубы - уже не открывают полную струю, наливают воду в стаканчик. Потом начинают ремонтировать сантехнику: бачок подтекает - стрелочки крутятся. В результате после установки счетчика воды тратится на 30-50% меньше. А в деньгах это - на 11-15% дешевле. В новых домах счетчики устанавливаются обязательно, на это есть закон. В старых домах сложнее. Там трубы такие - только тронь.

По идее, купить счетчик может каждый. Проблема в том, чтобы заставить вашу собственную теплосеть брать с вас деньги по его показателям. В Мытищах приняты соответствующие законы. А в вашем городе? Экономисты подсчитали, что, если счетчики окажутся в каждой квартире, квартплата уменьшится раза в полтора.

Ну а мы сами умеем ли экономить? Один коллега рассказал такую историю. Шел как-то строитель мимо нового дома. Видит - старушка тащит полные ведра воды. "Куда такую тяжесть несете?" - спрашивает. "Так на пятый этаж". Мужик сам этот дом сдавал, так что точно знал, что вода там есть. "Вода-то, сынок, есть. Да на трубе счетчик стоит. Кран открою - стрелки как закрутятся. Лучше я со старой колонки воду потаскаю".

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество