Примерное время чтения: 6 минут
98

Дума: расписание на зиму

ДА, НОВЫЙ политический год начался со скандалов и серьезной дискуссии - есть ли у нас опасность для свободы слова? Но этим политическая жизнь не ограничивается. Во всех институтах государственной власти закипает серьезная работа - уже пора. Вот и Госдума стоит на пороге принятия основополагающего закона - Земельного кодекса.

Это станет апофеозом осеннего политсезона. А сейчас - этап формирования межфракционных союзов и разработка тактики проведения важнейших законопроектов.

Вопрос о земле

НЕДАЛЕКО от истины утверждение о том, что нынешняя Государственная Дума работает в качестве юридического отдела Кремля, которым управляет один из талантливых замов А. Волошина - В. Сурков. Поэтому Дума осенью будет добиваться достижения одной из основных целей президента - принятия Земельного кодекса. И это понятно. Пока земля не включена в гражданский оборот, все экономические преобразования президентской команды обречены на неудачу. Вопрос только в том, какой Земельный кодекс будет продвигать Кремль. Тот, который лежит готовый и был предметом обсуждения еще при Ельцине на "круглом столе" в 1998 году, или новый? Пока, по сведениям из администрации президента, самый острый для левых фракций в Госдуме вопрос об обороте земель сельскохозяйственного назначения из Земельного кодекса изымается. Он будет регламентироваться специальным федеральным законом. Правда, такой подход может не устроить ни коммунистов, ни "правых". Коммунисты боятся, что они за Земельный кодекс проголосуют, а с этим законом их потом обманут. "Правые" считают, что в таком виде Земельный кодекс ни на что не годится, поскольку там нет реального оборота земель. Видимо, Кремлю придется сделать выбор: либо продвигать работающий на экономику Земельный кодекс, невзирая на сопротивление "левых", либо временно ограничиться полумерой. Но даже в таком усеченном виде Земельный кодекс может принести российскому бюджету сотни миллиардов долларов. Если только в Москве ввести реальную собственность на земельные участки под предприятиями и объектами недвижимости, то это обеспечит серьезные инвестиции в производственную сферу - в развитие предприятий и городской инфраструктуры. Например, в казну Москвы и, соответственно, в федеральный бюджет может поступить порядка 30 млрд. долларов.

Долой ельцинскую Конституцию?

ВТОРЫМ заметным действием Государственной Думы в октябре будет принятие в первом чтении закона "О Конституционном собрании". Собственно Кремлю пока этот закон не очень-то и нужен, но было сказано президентом, его полномочными представителями, в частности В. Черкесовым (полпред в Северо-Западном округе), что "Конституцию будем менять". Следовательно, закон "О Конституционном собрании" рано или поздно увидит свет. Этому будет способствовать и то обстоятельство, что немало депутатов Госдумы хотели бы стать авторами новой российской Конституции (прежде всего Е. Мизулина и Б. Надеждин).

Впрочем, скорее всего, мы увидим новый Основной закон не сейчас, а через три года, к следующим президентским выборам. Возможно, В. Путин пойдет на второй срок с проектом своей Конституции. Вообще Россия - удивительная страна: почти каждый лидер одаривал народ Конституцией. Ленин - Конституция 1918 года. Укрепилась власть Сталина - страна получила Конституцию 1936 года. Брежнев "застоялся", и получилась Конституция 1977 года. В 1993 году появилась Конституция "под Ельцина". Выпадают из ряда Хрущев и Горбачев, но и тот и другой, только придя к власти, создавали конституционные комиссии, просто они не успели завершить работу.

О бюджете, тюрьме и партиях

ОЧЕВИДНО, предметом острых дебатов в Государственной Думе будет проект бюджета. Скорее всего, главный финансовый закон страны в его нынешнем виде почти все фракции, включая "Единство", забракуют. Поводом будет недостаточное финансирование армии, ВПК и явная заниженность доходов.

Нижняя палата должна будет принять и новый Уголовно-процессуальный кодекс. Действующий появился еще в 1960 году и, конечно, катастрофически устарел. Осенью форсированно будет доработан и принят закон "О чрезвычайном положении".

Очень шумные дебаты развернутся вокруг проекта закона "О партиях". В его разработке "Единство" найдет союзника в лице КПРФ. В результате появится закон, по которому в России смогут существовать две-три партии: "партия власти" и одна-две партии "конструктивной" оппозиции. Для достижения такой цели будет поднят избирательный барьер до 7%, обязательным станет требование индивидуального членства и наличие 5 или даже 10 тыс. партийцев для того, чтобы иметь право участвовать в федеральных выборах. С помощью закона о партиях попытаются также выбить бюджетные деньги, пропорционально полученным на выборах голосам. В качестве примера будут ссылаться на Германию.

Против кого будут дружить?

ЧТО касается не содержательной, а межфракционной картины в Госдуме, то, видимо, продолжится политика, когда в зависимости от сути законопроекта будут возникать временные союзы. "Единство" будет "дружить" с коммунистами против "правых" для голосования по законам об укреплении вертикали власти, о введении контроля за СМИ, о поддержке ВПК и т. д. И наоборот, когда надо будет проводить либеральные налоги, ограничивать социальные льготы, "Единство" будет блокироваться с правыми. Жертвой таких крупных политических конфигураций в Думе может пасть "Отечество", которое будут растаскивать между "партией власти" и оппозицией. Чем ближе к выборам, тем более вероятной будет угроза распада этой фракции.

Скорее всего, жертвой политической борьбы в Госдуме падет проект нового Трудового кодекса. Столкнутся вариант команды Г. Грефа, где трудовой договор - простая разновидность гражданско-правовой сделки, купли-продажи, и проект, отстаиваемый левыми, по которому арбитром в отношениях работник - хозяин выступает профсоюз.

По инициативе президента Госдуме предстоит изменить закон, запрещающий региональным лидерам избираться в третий раз. Это "подарок" новым членам Госсовета.

Между тем вряд ли Государственная Дума согласится с ролью "скорой законодательной помощи" по примеру фракции "Единство". Хотя очевидно, что принимать законы для предотвращения техногенных и финансовых катастроф 2003 года все равно придется.

Нешуточная борьба развернется вокруг нового депутата из Чечни А. Аслаханова. От того, к какой фракции он примкнет, будет зависеть дискуссия вокруг президентского законопроекта об организации власти в Чечне.

Нешуточные политические бури разразятся в Совете Федерации, в правительстве и Кремле. Но это предмет специального разговора.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно