Примерное время чтения: 4 минуты
122

Почему мы едим импортное мясо

РОССИЙСКИЕ свиноводы взвыли. По данным Государственного таможенного комитета РФ, самый ходовой товар, который завозится сегодня в Россию, - мясо. Только за этот год нам предстоит переварить миллион тонн. Примерно половина - свинина. С прошлого января ее ввоз в нашу страну увеличился чуть ли не вдвое.

САМОЕ обидное, что случилось это в тот самый год, когда наши собственные доморощенные хрюшки наконец-то были признаны выгодным бизнесом. В свиней вложились олигархи. Несколько лет назад Олег Дерипаска занялся "Омским беконом", а сейчас приобретает свинокомплексы в Нижегородской области и в Краснодаре. Другой олигарх - Владимир Потанин - выращивает мясо в Смоленской области. Его структуры являются собственником компании "Смолмясо". "Подсобный" свинокомплекс имеет мясоперерабатывающий комбинат "Черкизовский". При московском Микояновском комбинате тоже есть свои откормочные комплексы в Волгоградской, Воронежской областях и Ставропольском крае.

"За последние три года объем частных инвестиций в сельское хозяйство увеличился в 4 раза, - рассказывает Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга. - В этом году деньги, вложенные в бизнес в 1999 году, наконец-то начали окупаться: свиноводство пошло в рост. Статистики отмечают, что по сравнению с прошлым годом поголовье увеличилось на 7,8%, а объемы производства свинины выросли на все 16%. Это означает, что свиньи начали прибавлять в весе. Тут кстати оказались и последние урожайные годы: было чем откармливать. В Белгородской, Ростовской, Орловской, Новосибирской, Кемеровской областях и в Краснодарском крае поголовье выросло больше чем на 20%".

И вот теперь все эти успехи могут отправиться "свинье под хвост". Больнее всего по нашим бизнесменам ударило дешевое мясо из Бразилии и Польши.

"Импорт угрожает - это не то слово, - говорит Евгений Швердяков, заместитель генерального директора Ильиногорского свинокомплекса (Нижегородская область). - Он нас просто давит. Летом импортное мясо, особенно крупные партии (от 200 тонн), на рынке можно было купить и по 34 рубля. А мы свое вынуждены были продавать по 42-44 рубля: себестоимость производства - 36-38 рублей да плюс НДС. Мясокомбинаты просто отказывались от нас и переходили на бразильское сырье".

Свинокомплексы вынуждены довольствоваться минимальной рентабельностью - 1-3%. И это при самом благоприятном раскладе. Чуть увереннее чувствуют себя те предприятия, которые являются частью холдинга. Холдинги нарочно покупают у своих свинину подороже. И не из одного голого гуманизма. Свиноводство в нашей стране от налогов освобождено, поэтому налог на прибыль тут платить не надо. А вот на колбасных фабриках надо. Поэтому мясоперерабатывающее предприятие берет дорогую свинину, следовательно, затраты у него становятся больше, а прибыли меньше. В результате холдинг в целом платит меньше налогов.

Однако, как утверждают производители, никакие налоговые цепочки не способны окупить разницу в цене килограмма почти в 10 рублей.

С тем, что бразильское мясо более качественное, не спорят даже сами отечественные производители. "Несмотря на то что у нас есть собственный свинокомплекс, примерно 25% сырья, которое мы используем, импортное. Производим из него мясные деликатесы. К сожалению, отечественное сырье для деликатесов не всегда подходит, - признается Александр Дмитриев, финансовый директор Микояновского комбината, и тут же патриотично добавляет: - Но все равно с точки зрения долгосрочной перспективы инвестиции в собственное сельское хозяйство лучше".

Соединенные Штаты Америки и объединенная Европа уже закрыли свои рынки для Бразилии. Там повысили ввозные пошлины на свинину. Если бы Россия сделала то же самое, бюджет смог бы заработать около миллиарда долларов в год. Это оценки Виктора Семенова, депутата Госдумы, в прошлом министра сельского хозяйства.

А пока в ожидании лучших времен российские производители закатывали мясо в консервы. Тушенку наши граждане едят с удовольствием. Осенью неожиданно помогли военные: начались закупки в госрезерв. Но в любом случае это не выход из кризисной ситуации, а лишь короткая передышка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно