aif.ru counter
79

Особенности национального бизнеса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 02/10/2002

ВЕЗЕТ американцам: у них есть национальная идея. Каждый может открыть свое дело и в один прекрасный день стать Рокфеллером. Начать бизнес там очень просто: написал заявление, а дальше кому как повезет. Не повезло - открыл другое. И люди при деле, и безработных меньше, чем, например, в России, и экономика мобильнее. В той же Америке, например, всего 7,5 миллиона предприятий. Из них 7,3 миллиона - малые. В России предприятий 3 миллиона, а малых - только 844 тысячи. В России, выражаясь словами президента, "замучаетесь пыль глотать", пока откроете свое дело.

ПРАВДА, с 1 июля и в нашей стране начинающим бизнесменам пообещали систему "одного окна". Как в Америке: написал заявление - получай свидетельство о регистрации. По заданию редакции я отправился открывать свое дело.

Одно окно

ОКНО было действительно одно. Но прийти к нему пришлось не раз. В мой первый визит в регистрационную палату женщина в окне вручила бланк, список документов и платежей. От меня требовались три фотографии и копия паспорта. И я побрел оплачивать: две квитанции на счет Московской регистрационной палаты и одну - на счет районной налоговой. Зарегистрировать обещали в течение дня. И не обманули. Во второй визит я получил свидетельство о регистрации. "Это все?" - поинтересовался я. Женщина за стеклом кивнула. А по дороге домой на свидетельстве о регистрации я разглядел надпись маленькими буквами, которая предписывала мне отправиться в налоговую. Выходит, не все. Окно N 2 - это налоговая инспекция. Сюда тоже пришлось приезжать дважды, потому что принимают они по три часа то утром, то вечером, а народу - море. После этого осталось потратиться на печать - неделя ожидания. Все вместе отняло десять дней и тысячу с небольшим рублей.

"Не так уж и страшно", - подумал я. "Это всего лишь ПБОЮЛ - предприниматель без образования юридического лица, - возразил президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. - А, скажем, для ООО - обществ с ограниченной ответственностью - почти ничего не изменилось. Документы остались те же: нужно составить устав, определить участников, обзавестись юридическим адресом, нотариально заверенными доверенностями на подпись и печать. Из длинной цепочки инстанций убрали только регистрационную палату. Ее полномочия передали налоговой. Зато теперь последняя не справляется, и люди простаивают в очередях. А потом еще Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и т. д. Так что побегать придется. И если раньше вся процедура стоила приблизительно полторы тысячи рублей, то теперь цена поднялась до 2,5 тысячи. Да и сроки меньше не стали, ждать придется месяц" .

Из любопытства я поинтересовался, как бы все прошло, реши я открыть свое дело в Соединенных Штатах. Для начала надо было бы пойти в городскую администрацию, написать заявление и заплатить 35 долларов. Еще 25 долларов надо отдать за разрешение вести бизнес из дома - не имея офиса. Короче, деньги примерно те же, что и у нас. Федеральный номер идентификации работодателя (тот, что требуется налоговикам) можно получить безо всякой очереди: просто позвони по телефону и через день получи его по почте. Все, успехов в работе.

Законный рэкет

РЕГИСТРАЦИЯ - это только цветочки. В конце концов фирму можно купить, и весьма недорого. Кстати, как выяснилось, большая часть "предпринимателей", сидевших со мной в очередях, именно такой "бизнес" и имеют: открывают - продают.

Согласно данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, самые большие сложности подстерегают бизнесменов не при регистрации, а во время работы. К предпринимателям приходят из самых разных инстанций: милиции, налоговой полиции, пожарной службы, санэпидемстанции, госторгинспекции и т. д. И всем приходится платить.

Правда, с этим тоже пытаются бороться. Приняли новый закон. Налоговая полиция теперь имеет право максимум на одну плановую проверку в два года. Но это только "плановую"! А бывают еще и внеплановые. И найти для них повод легче легкого.

Милиция вообще ничем не ограничена. Именно на них больше всего и жалуются бизнесмены.

В Ямало-Ненецком автономном округе предпринимателей, торгующих видеотехникой, обязали наклеивать на продукцию марки с цифрой 89, обозначающей номер региона. Жертвой "цифровых" игр стала предприниматель Светлана Власова. "Нагрянули ко мне из налоговой полиции, человек пять, - жалуется Светлана, - говорят: "Все, допрыгалась, бизнес прикрываем!" И меня потащили с собой". В отношении Власовой было возбуждено уголовное дело "за сбыт немаркированной продукции", хотя эти марки - произвол местных чиновников и отношения к данной статье УК не имеют.

А в подмосковном Фрязине местная администрация в один прекрасный день решила ввести патенты на право торговли и бытового обслуживания. Стоит такая бумажка 360 рублей. А получать ее надо каждые три месяца. Деньги перечисляются на специальный счет администрации - во внебюджетный фонд.

Так что бизнес в России по-прежнему остается делом хлопотным. А о пользе реформ бизнесмены молчат. Просто они ее пока не ощутили.

Наш корреспондент побывал только у одного окна. И всех тягот малого бизнеса на себе не испытал. Мы предлагаем нашим читателям написать нам о тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться им. Какие препятствия им чинят местные власти? Мы обобщим эту информацию и передадим ее министру Герману Грефу.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы