Примерное время чтения: 4 минуты
226

Допинг пора узаконить?

Борьба с допингом в большом спорте всегда, а особенно в последнее время, носила лицемерный характер. Когда закон нарушают процентов 90 из тех, на кого он распространяется, противоборство с беззаконием превращается в откровенный фарс.

Не догнать...

ДОПИНГ-контроль по списку запрещенных (а следовательно, опасных для здоровья) средств и методов на сегодня стал принципиально невозможен. Еще несколько лет назад в год появлялось 3-4 новых препарата, и можно было успеть разработать и сертифицировать методы обнаружения, включить в список и отследить применение во время соревнований. Сейчас прогресс в науке привел к тому, что за год создается 200-300 новейших препаратов. Это могут быть инъекции, таблетки, капсулы, ингаляции, порошки, аппликации. Сегодня, например, большой популярностью пользуется пластырь, через который в кожу поступают микродозы гормональных препаратов. Эксперты предсказывают, что лет через пять появится совсем уж экзотическая форма: искусственные вирусы - переносчики генетического допинга.

Теоретически нет препятствий для создания искусственного вируса, который, например, будет вырабатывать у человека высокий уровень гемоглобина в крови. Это способствует лучшему насыщению мышц кислородом и приводит к значительному повышению выносливости. Существующие методы допинг-контроля этот вирус не обнаружат. Как в течение долгого времени они не могли обнаружить приводящий к такому же эффекту и широко применяемый спортсменами генно-инженерный препарат эритропоэтин (ЭПО). А еще совсем недавно невозможно было обнаружить пришедший на смену обычному ЭПО производный от него, но более мощный препарат последнего поколения - дарбепоэтин. Именно он содержался в допинг-пробах испанского лыжника Иоханна Мюллега, а также наших гонщиц Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой, взятых во время зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Громкие скандалы последней Олимпиады превратили лыжников в своего рода персон нон грата. Но... Как можно поверить в то, что Лазутина и другие пойманные на допинг-пробах использовали запрещенные препараты, а остальные - нет? Просто этим остальным повезло - они не попались...

На износ

Я НЕ РАЗ разговаривал на тему допинга с известным специалистом, доктором медицинских наук, профессором Сергеем Португаловым. "Любой медик знает, что в фармакологии нет понятия "полезный" или "вредный", - подчеркивал Сергей Николаевич. - Все решает доза. Если комплекс препаратов, которые под видом восстановителей легально используют спортсмены при больших нагрузках, дать обычному человеку, он станет инвалидом. Но принимать какие-либо средства бесконтрольно, когда дозу определяет не врач, а тренер, - преступление.

Спорт высших достижений не имеет ничего общего со здоровьем. Это, если хотите, эксперимент, на который люди идут сознательно. И вопрос, каким образом человек может поднять в толчке 300 килограммов или установить очередной мировой рекорд в беге на 100 метров, интересует всех: ученых, производителей экипировки и оборудования, телевидение. И, естественно, фармакологов. Если бы МОК вкладывал хотя бы часть средств, идущих на борьбу с допингом, в подготовку таких специалистов, от этого выиграли бы в первую очередь сами спортсмены".

Элитные атлеты из разных стран убедились на собственной шкуре: нагрузки в большинстве видов спорта таковы, что работа без помощи запрещенных фармакологических препаратов наносит их организму больший вред, нежели побочные явления от употребления этих препаратов. Так что бешеные гонорары за рекорды и победы, которыми сам же МОК провоцирует спортсменов на употребление допинга, - не что иное, как лечебное пособие на восстановление подорванного нечеловеческим напряжением организма.

Запрещать людям уродовать свой организм никто в современном обществе не имеет права. А это значит, что современное общество просто должно им помочь, узаконив допинг, который все равно будут принимать. Но вывести это нужно в цивилизованное русло, когда медицина и впрямь будет помогать спортсменам справляться с колоссальным напряжением и запредельными на сегодня нагрузками.

Безусловно, с теми средствами, которые действительно угрожают жизни спортсменов, бороться нужно. К группе препаратов повышенного риска специалисты относят такие, как стрихнин, психостимуляторы амфетаминовой группы, стероиды и гормоны роста в юношеском возрасте, инсулин. Но сражаться со всем существующим перечнем запрещенных препаратов, который уже включает несколько десятков тысяч, - бессмысленно. Ведь в сложившейся ситуации в список допингов можно включить вообще все, что так или иначе стимулирует достижение результата, - и что тогда? Спортсмены будут болеть, получать жуткие травмы, преждевременно уходить с арены и из жизни. А сам спорт высших достижений потеряет всякий смысл.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно