Примерное время чтения: 7 минут
183

Тюремная жатва

Анатолий ПРИСТАВКИН только что вернулся с Урала, где посещал женские колонии. С ним беседует Вячеслав КОСТИКОВ.

- У ВАС на стене - карта с обозначением всех лагерей России. А поверху надпись: "Не зарекайся"... То есть жизнь каждого может подвести к тюрьме?

- Нынешние условия жизни для миллионов обездоленных граждан таковы, что порой на воле хуже, чем в тюрьме. В лагере, по крайней мере, обеспечено трехразовое питание. Но главная проблема - работа. Она не дает опускаться на самое дно. В тагильской "Шестерке", где я только что побывал, работа, к счастью, есть - шьют камуфляж. Шили бы и детскую одежду, да фланели не хватает. Вот если бы "Аргументы и факты" помогли... Но в целом по колониям работы хватает только на каждого третьего.

- Анатолий Игнатьевич, почему для посещения вы выбрали именно женские колонии?

- Это было личное поручение В. Путина. Президента волнует проблема помилования женщин и детей, по сути дела, их спасения. Ведь не секрет, что тюрьма, колония - это рассадник болезней. Вот колония N 6 ("Шестерка") в Нижнем Тагиле. 2666 женщин и 101 ребенок. Все дети родились в неволе. А в колонии - 300 больных СПИДом и столько же туберкулезных. Если сейчас не подумать о детях, пропадут. В колонии уже есть ВИЧ-инфицированные дети. К тому же малыши совершенно не приспособлены к нормальной жизни. Когда видят мужчину, начинают плакать. Все еще действует страшная традиция: когда ребенку исполняется 3 года, "мамку" переводят в другую колонию, а ребенка отдают в детдом. И часто случается, что они уже никогда не находят друг друга.

- Россия уже более 10 лет как избавилась от тоталитарного режима. О страшном ГУЛАГе вспоминают все реже. Работает ли демократия в "зоне"?

- Советская тюремная система генерировала и особый тип тюремщика: безжалостный хам, мордоворот, нередко истязатель. Мне в Екатеринбурге рассказывали, что убийцы царской семьи гордились тем, что участвовали в расстреле. В списке "почетных участников" расстрела в доме Ипатьева со временем оказалось чуть ли не 100 человек.

Сейчас приходят новые люди. Это уже совсем не гулаговский тип. И конвоиры, и надзиратели, и начальники лагерей стараются не усугубить наказание жестокостью, а облегчить.

"Амнистия - показное милосердие"

- КТО сегодня "рядовой" житель колонии?

- На самом деле громкие убийства, эффектные ограбления, "чикатилы" не так уж часто встречаются. За десять лет было всего пять маньяков. На 90% сидят за "бытовуху". Часто - из-за ничтожного пустяка. Два приятеля пьют пиво. Один расхваливает "Очаково", другой - "Балтику". Не поладили, какое лучше... и бутылкой по голове. Один теперь на погосте, а другой - в "зоне". И никто об этом не говорит. Это - апокалипсис на бытовом уровне! Он незаметен, как радиация. Вот вам пример: в той же "Шестерке" отбывает срок баба Люда. Убила мужа-истязателя. У нее на воле осталось трое детей. И здесь, в колонии, она ухаживает за ВИЧ-инфицированными детишками. И все ее уважают. Спрашиваю у начальника одной из колоний: зачем таким людям дают большие сроки? А он говорит: я и сам не понимаю. И добавляет: "Я бы четверть отпустил".

- И много у нас по тюрьмам и колониям "бытовиков"?

- У нас 50 тыс. в год садятся за домашние убийства и увечья, повлекшие смерть. За 10 лет - более полмиллиона. И понять эту "бытовуху" без знания социальных условий невозможно. Из них же 50-60% никогда не работали. Сейчас в колониях новая проблема - все больше заключенных без специальности. Потому что "поступает" молодежь. Главные поставщики - малые города, поселки, где нет работы, где пьют и дичают от безделья и нищеты. Большинство молодых, попадающих в "зону", никогда нигде не работали. У нас же в стране вообще каждый четвертый-пятый человек сидел. Такова сегодня Россия, и другой у нас пока нет.

- Есть ли какая-то возможность сократить эту "Россию за колючей проволокой"?

- Есть. Условно-досрочное освобождение. Людям нужно давать шанс, надежду. У нас почему-то любят амнистии. А их нигде в мире, кроме России, нет. В Испании последняя амнистия была при Франко. Амнистия - это показное милосердие. Выпускают "скопом", под праздник, под годовщину и... получают рецидив в 30, 40, 50%. В одной из колоний Мордовии после амнистии за решетку вернулись почти 100% амнистированных. А при условно-досрочном освобождении и помиловании, когда за сидельцев ходатайствует начальник колонии, рецидив всего 4%. Нужно покончить с традицией большевистской жестокости. Расчетливые немцы правильно говорят: в тюрьмах должно быть столько заключенных, сколько государство способно прокормить. Колонии и тюрьмы получают 40-50% необходимого для содержания бюджета. То есть у нас вначале сажают, а потом думают, чем кормить.

Традиции жестокости

- ВЫ говорили о том, что у нас еще жива "сталинская традиция" жестокости. И кто же ее блюдет?

- Да те же, кто настаивал на роспуске нашей Комиссии по помилованию. Те, кто врал и "капал" на нас президенту и устраивал травлю в прессе.

- Но ведь даже при советской власти существовала Комиссия по помилованию...

- Существовала... Но какая? Типично номенклатурная. Сплошные генералы - от МВД, от КГБ, от прокуратуры. Собирались раз в полгода, травили байки об охоте. А потом, не читая дел, не вникая в судьбу, для процента миловали несколько человек.

- А как вы оказались главным "по помилованию"? Вы же не генерал, а писатель.

- Меня в ноябре 1991 года уговорили Алесь Адамович и Сергей Адамович Ковалев. Ковалев приехал ко мне по поручению Ельцина. Он же старый зэк, знает "обхождение". Мы проговорили почти всю ночь. И даже изрядно выпили. Потому что тема такая... без чекушки, как говорится, не пойдет... Я, как мог, отказывался. Жена была против. Были литературные планы. Наконец он мне говорит: если ты откажешься, то в ближайшие же дни казнят 40 человек. Это будет на твоей душе. И тут я вспомнил историю со Львом Толстым. Будучи молодым офицером, он оказался в составе суда присяжных, где судили солдатика за пощечину унтер-офицеру. Солдата приговорили к расстрелу. Толстой был единственный "против" и подал протест. Но протест по его же канцелярской оплошности опоздал. Солдата оправдали, но было поздно. Л. Н. Толстой винил себя в этом всю жизнь и уже незадолго до смерти писал: "Для меня случай с этим казненным был важнее, чем все, что я написал, чем все мои общественные и семейные отношения..." Ну, я и согласился поработать... полгода. А полгода растянулись на десять лет.

- Почему же вы не отказались работать после закрытия Комиссии по помилованию?

- Из уважения к президенту.

Российская "зона" в цифрах и фактах

Число заключенных - около 1 млн. человек
Количество колоний - 800 (из них женских - 37)
Число тюрем и следственных изоляторов - 363
Число больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных - 121 тыс. чел.
Отбывающих пожизненное заключение - 1300 чел.
Переполненность тюрем -150%
Процент помилованных: в России - 0,6%, в Европе - от 5 до 30% в зависимости от страны, в США еще меньше, чем в России, - 0,03%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно