Не стать жертвой. Данил Филиппов: «Людей надо учить кибербезопасности»

Данил Филиппов. © / Фото: из архива

Развитие искусственного интеллекта, робототехники, других подобных технологий не только повышает качество нашей жизни, но и открывает широкие возможности для новых видов правонарушений. Как не стать жертвами мошенников, что предпринимается правоохранительными органами России, чтобы защитить добропорядочных граждан, — на эти вопросы «АиФ» ответил заместитель начальника Следственного департамента МВД России генерал-майор юстиции Данил Владимирович Филиппов.

   
   

Новые технологии — новые преступления

Юлия Кремнева, aif.ru: — Данил Владимирович, насколько актуально поднимать вопрос безопасности в IT-сфере?

Данил Филиппов: — Развитие компьютеризации во всех сферах общественной деятельности привело к появлению новых видов преступлений, связанных с использованием цифровых технологий. Киберпреступления, такие как кража компьютерных баз, мошенничества, процветают, и их объемы за последнее время увеличились в разы. Инструменты и методы преступников идут в ногу с техническими новациями, порой даже опережая их.

Пользователи Интернета не всегда проявляют бдительность, полагая, что использование телефона, планшета или компьютера не представляет опасности. Это опасное заблуждение — соблюдение мер безопасности при использовании Интернета — необходимость в современном обществе.

— Что предпринимает бизнес-сообщество для недопущения интернет-мошенничества?

— Прежде всего, организации, включая кредитные учреждения, принимают меры для обнаружения и блокирования подозрительных операций. Многие сайты предоставляют информацию о правилах безопасной работы в Интернете и рекомендации, как избежать мошенничества.

Всегда начеку

— Что нового разрабатывается в законодательстве в сфере цифровой безопасности?

   
   

— МВД России активно борется с мошенниками, применяющими IT-технологии для вывода похищенных денег. В настоящее время преступники широко используют платежные реквизиты подставных лиц так называемых «дропов». В Уголовном кодексе РФ не предусмотрено наказание за открытие счетов, получение банковских карт с последующей их передачей третьим лицам. Мы уверены, что для увеличения эффективности работы правоохранительных органов необходимо ввести уголовную ответственность за такие деяния. Это поможет остановить использование подставных лиц для вывода финансов с украденных счетов. Работа по такому законопроекту уже ведется и получила поддержку со стороны заинтересованных государственных органов.

— Данил Владимирович, какие основные действия МВД России направлены на борьбу с цифровой преступностью?

— Нами ведется активная информационно-профилактическая работа: в широком доступе размещаем материалы о пресечении деятельности мошенников, уроки и обучающие программы по кибербезопасности для разных возрастных групп, мы сотрудничаем с финансовыми учреждениями и СМИ, а также взаимодействуем с органами прокуратуры и Роскомнадзора для привлечения операторов связи к ответственности за нарушения. МВД России разработан тематический урок «Безопасный Интернет — детям». Подробно о том, какими методами действуют преступники, рассказывается в информационном проекте «Предупрежден, значит, вооружен».

В полицейских аккаунтах социальных сетей размещены сотни материалов по профилактике кибермошенничества, оформленных графически, аудио- и мультимедийными файлами. На Едином портале государственных и муниципальных услуг действует раздел «Кибербезопасность — это просто», где есть возможность подачи заявлений в МВД России о совершенных мошенничествах.

Для лучшего понимания проблемы в программы обучения первокурсников более чем 20 ведущих вузов страны введен онлайн-курс «Противодействие финансовому мошенничеству: практические аспекты». Ведущей околоправительственной организацией «Лига безопасного интернета» разработаны информационно-просветительские материалы, организовано проведение уроков в школах России по безопасности в сети Интернет.

Свою лепту в этом направлении вносит ПАО «Сбербанк» — вместе с размещением профилактического материала на сайте и кабинетах дистанционного банковского обслуживания разработана система, позволяющая проводить анализ операций клиентов и своевременно информировать их о возможных действиях мошенников. Большой шаг вперед — разработанный нами совместно с Генеральной прокуратурой и Роскомнадзором механизм привлечения операторов связи к административной ответственности за нарушение требований законодательства в области оказания услуг связи. Благодаря ему удается добиться отзыва у них лицензий и «наказания рублем».

Это только начало

— Есть ли положительные сдвиги в пресечении киберпреступлений?

— За несколько лет мы научились выявлять организаторов кол-центров, отслеживая звонки, осуществляемые по IP-телефонии, вычислять месторасположение SIM-боксов и прекращать их деятельность. Кроме того, кредитно-финансовые организации помогают нам устанавливать лиц, которые открывают на свое имя банковские карты для использования их в преступных целях, блокировать счета и возвращать потерпевшим похищенные у них деньги. В подразделениях МВД России для борьбы с такими правонарушениями созданы специализированные отделы, отделения и группы. Сегодня раскрываемость киберпреступлений значительно выросла — и это только начало. Много для защиты интересов своих потребителей предпринимает и бизнес-сообщество, усиливая кибербезопасность своих сайтов и серверов. Однако простым гражданам тоже не стоит расслабляться.

— Что необходимо предпринимать, чтобы не стать жертвами мошенников?

— Не разговаривайте по телефону с незнакомыми людьми, сразу отключайте связь. Если собеседники представляются сотрудниками МВД России или других правоохранительных органов, банков, сообщают, что ваш родственник попал в ДТП и так далее, прервите разговор, перезвоните на номера, которые указаны на официальных сайтах той или иной организации. Используйте приложения по блокировке спам-звонков, не выкладывайте и не сохраняйте в Интернете персональные данные.

Ни при каких обстоятельствах нельзя передавать посторонним лицам сведения о своих счетах и банковских картах, а также нельзя совершать никаких действий со своими картами и вкладами, о которых просят незнакомые лица по телефону. Незамедлительно сообщайте в полицию о всех подозрительных манипуляциях. Чтобы не стать жертвами мошенников, потребителю надо быть бдительным, проверять поступающую информацию и не поддаваться на провокации!