Нынешней весной в Омске ликвидировали 10 дачных автобусных маршрутов, 9 – стали короче, некоторые курсируют по изменённой схеме. И если в черте городе у омичей есть выбор – сесть на маршрутку, добраться до места назначения с пересадкой, то дачники поставлены в очень сложные условия.
Что делать огородникам в условиях оптимизации транспорта? Как добираются они к своим грядкам и смородиновым кустам? И есть ли смысл в этом рискованном земледелии и садоводстве, когда любой овощ и фрукт можно купить в супермаркете, выяснял «АиФ в Омске».
На своих двоих
Утро, 8.00. В толпе пассажиров отчаянно кидающихся под колёса маршруток, в надежде поскорее добраться до работы, мечется бабушка с вёдрами и тяпкой. В конце концов, её старания увенчались успехом – втиснувшись в газель № 393, она облегчённо выдыхает.
– Ох! Думала опять не уеду, – говорит старушка, обращаясь к сидящим в маршрутке пассажирам. – Второй день на дачу не могу попасть, а там всё травой зарастает. Автобус наш пустили по какому-то другому маршруту. Говорят, пассажиров нет – некого возить. А я что, уже не человек? По телевизору сказали – на машинах дачники ездят, а у меня машины нет, хоть на шарике воздушном лети! Сейчас на «конечной» выйду – и ещё с полкилометра топать придётся…
История эта не выдуманная, произошла она на прошлой неделе в Нефтяниках, когда корреспондент еженедельника ехала на работу в редакцию. К слову, бабушке-дачнице повезло – сердобольный водитель пообещал довезти её до ворот дачного посёлка. Но такое везение редкость.
Политику по сокращению автобусов называют оптимизацией. Якобы муниципальный транспорт экономически невыгоден, в бюджете нет лишних денег, но только дачникам от этого не легче. Кстати, речь идёт не только о наземном, но и о речном транспорте. Катер «Москва», который курсировал раньше до садоводческих товариществ, тоже отменили. Длительность речного рейса была около трёх часов. Это довольно долго, по сравнению с тем, что автобусом до дачи можно добрать за час. Зато мест на катере хватало всем. Многие садоводы не довольны тем, что катер приостановил свою работу.
– Мы добираемся, на чём можем, – говорит Анна Михайловна, дачница с 30-летним стажем. – Чтобы «сесть» на автобус, который идёт в моё садоводческое товарищество, я полгорода объезжаю. Обратно в город вернуться – тоже проблема. Обещали заменить снятые автобусы «газельками», но что-то они не очень хотят дачников возить. У нас один маршрутчик просто перестал выходить на рейс, без всякого объявления. А когда председатель до него дозвонился, тот заявил, что машину бить по этим ухабам больше не будет. И никаких денег ему не надо – ремонт дороже обойдётся. «Ищите другого дурака!» – так прямо и сказал.
Дача в законе. Как правильно оформить дачный участок? Читайте подробнее >>
Колдобины, ухабы…
Качество дачных дорог – это ещё одна больная мозоль омских садоводов. Дело в том, что по закону строить и ремонтировать дороги к садоводческим товариществам должны сами владельцы дачных участков. Но кто они? В большинстве своём, это люди среднего достатка и не очень молодые, а если откровенно – пенсионеры с далеко не чиновничьими пенсиями. И откуда, спрашивается, у них деньги на содержание автомагистралей? Поэтому дороги оказываются бесхозными. Перед председателями товариществ стоит задача – убедить руководство муниципального района взять дорогу в собственность, но это непросто. Хотя в области есть прецедент – администрация Омского района приняла на баланс подъезд к садоводству «Яблонька». Есть проект, проведена экспертиза, при этом лишь 5% средств на ремонт дороги должны поступить из собственных средств дачников, остальные дотирует бюджет муниципалитета. Но этот случай исключительный, огромное число дорог по-прежнему остаётся без хозяина.
– Я думаю, что нужно уделить внимание ремонту дорог, – говорит Элина Владимирова, – очень плохие дороги, везде ямы, колдобины. Мы очень сильно устаём, пока добираемся до дач. Вкупе с тем, что часто приходится ехать стоя, поездка до своего земельного участка бывает просто невыносима.
Эту точку зрения полностью разделяет другая дачница – Алевтина Григорова:
– Садоводы платят налоги – так сказать, пополняют бюджет, а нас оставляют один на один с ямами и рытвинами. Разве это справедливо? Автобусы ходят через раз, а личную машину разбить на таких дорогах – как дважды два. Иногда хочется махнуть на всё рукой и продать дачу, но не могу – привыкла. Да и где я возьму ещё такие огурчики и помидорчики? Свои, без всяких нитратов! А яблоки наши сибирские пробовали? Это же объедение, да и внуков летом сюда мне дети привозят, опять же я их к труду приучаю.
Садовые маршруты в Омске перешли на летний график. Читайте подробнее >>
Без дачи – никуда
Транспорт, дороги, водоснабжение, подача электричества – это только верхушка проблем, с которыми сталкиваются садоводы-любители. Нередко дачи грабят – воры тащат инвентарь, посуду, бочки… Пункты приёма цветмета всё это забирают на ура. И хотя кражи сегодня не столь масштабны, как это было лет пятнадцать назад, когда зимой домики и погреба оказывались разворованными подчистую, эта проблема остаётся. Не спасают даже сторожа, круглый год живущие в дачных посёлках. Однако кража – не самое страшное. Как в пословице говорится, вор хоть стены оставит – а огонь всё уничтожит. Дачные пожары в омских садоводствах случаются с завидной регулярностью.
Но, несмотря на большое количество проблем, садоводы-любители утверждают, что от своих участков отказываться не хотят.
-Мы столько времени и сил вложили туда, – утверждают в один голос Полина Иванова и Элина Владимирова, – и мы не можем бросить своё любимое дело. Нас просто очень сильно расстраивает то, что никто не думает и не заботится о том, как нам тяжело добираться до своих садоводческих кооперативов. Хотелось бы немного понимания того, что дачники есть, мы никуда не делись и у нас есть свои проблемы, которые без помощи государства не решить.
Дачникам в наши дни быть непросто, молодёжь, не привыкшая копаться на грядках, считает садоводов чудаками, которым больше и заняться нечем, как высаживать рассаду, да и государство не особо благоволит. А потому, последние несколько лет дачники чувствовали себя забытыми и ненужными.
От редакции: На днях в областном минсельхозе прошло совещание с представителями рынков и предпринимателями. Речь шла о продвижении садоводческой продукции на омских торговых площадках, в связи с введёнными санкциями на ввоз импорта в Россию. Оказывается, в борьбе за продовольственную безопасность страны именно эти чудаки и могут обеспечить рынок основными продуктами питания, без которых не обойдётся ни один стол: картошкой, свёклой, морковкой, капустой, помидорами, огурцами. Причём, дачники народ не злопамятный – они готовы свои излишки отдавать про так, только берите! Так может быть пришло время по достоинству оценить этих трудяг? По крайней мере, уже в этом году у омских чиновников есть возможность поддержать садоводов, например, продлив время работы дачных маршрутов. Напоминаем, что по вопросам организации движения садового транспорта можно звонить по тел. 77-03-99 в министерство развития транспортного комплекса по Омской области и по тел. 78-79-72, 78-79-66 в городской департамент транспорта.
Остался без лопаты. Как не допустить кражи на своей даче? Читайте подробнее >>
Кстати: Дачной столицей России по праву считается Подмосковье. Летом здесь находится больше дачников, чем местных жителей. Поэтому садоводы активно участвуют в решении насущных вопросов области. Да и местные власти считают, что владельцы дачных и садоводческих земельных участков не должны быть «чужими людьми». По мнению государства, необходима организация, которая окажет дачникам помощь в решении различных проблем – транспортных, организационных, юридических. Среди основных задач: проведение кадастрового учёта земельных участков и инвентаризация дачных товариществ.
Проблема №1
Садоводы помогут выжить
Официально: Объективная реальность в том, что финансовых возможностей сохранить расписание дачных автобусов прошлых лет у нас просто нет. Сейчас в Омске 41 дачный маршрут (в 2012 году их было больше 80, в 2013 году – 47, – Ред.) Дачники уже приспособились, хотя поначалу было немало возмущений, но гонять пустые автобусы из одного конца города в другой – дорогое удовольствие. Сейчас садоводы просят продлить время работы дачных маршрутов, то есть закончить их движение не 29 сентября, как это делалось традиционно, а на пару недель позже. Если погодные условия будут благоприятные, мы готовы пойти им навстречу. С дачными маршрутами работаем по скользящему графику, - комментирует Олег Осинский, директор департамента городского транспорта.