«Титаник» с «Батарейной»
Экскурсию по своему дому иркутянка Татьяна Терещенко начинает на расстоянии 50 метров от него. Здесь находится выгребная яма, куда жители дома номер два по улице Ангарской вынуждены выливать нечистоты, так как канализации и туалета в двадцатиквартирном жилом здании нет. Стоит отметить, что в нескольких метрах от ямы расположен продуктовый магазин, мусорные баки и «блага цивилизации», которыми жителей наградили городские власти, - деревянный туалет с дверями нараспашку и восемь маленьких сараюшек для дров. Простые математические подсчёты позволяют выяснить, что такого количества на двадцать квартир не хватает, к тому же коморки настолько малы, что помещается туда вязанка дров, которой хватит не более, чем на месяц.
Дом по Ангарской, словно выставленный на посмешище, стоит в окружении капитальных панельных «хрущёвок» прямо возле железнодорожной станции «Батарейная». Контингент, который круглосуточно слоняется вокруг станции, очень часто использует по назначению рассохшийся деревянный туалет. А так как входить в него для некоторых может показаться опасным, по «своим делам» люди заглядывают и в подъезд многострадального дома, двери которого также гостеприимно распахнуты.
- Как матери-одиночке мне в 1988 году от военной части выделили квартиру в доме неподалёку, - вспоминает Татьяна. - А в 1993 году посоветовали переселиться сюда. Этот дом тоже принадлежал части и уже тогда был в плачевном состоянии, но мне сказали, что скоро его поставят под снос и выдадут новое жильё.
Годы шли, а результатом ожидания стало только то, что военную часть расформировали и дом, полный людей, забросили.
Татьяна приглашает зайти в барак, не уставая перечислять его изъяны: пожарную лестницу отпилили после того, как с неё упала женщина, запасной ход заколотили, шифера на крыше практически не осталось, дождь напрямую попадает на чердак, оттуда в квартиры и подъезд.
В подъезде вперемешку с предвыборными листовками по углам валяются бутылки и бычки от сигарет. Стойкий запах нечистот отбивает охоту надолго здесь задерживаться, а чтобы попасть в квартиру Татьяны, приходится преодолеть ещё и почерневшую от старости деревянную лестницу.
- Жить в доме страшно, потому что проводка здесь старая, - рассказывает женщина, показывая на чёрные пятнышки, оставленные на стенах постоянными всполохами. - Такие же отпечатки есть и в каждой квартире. Моя внучка отказывается оставаться у меня на ночь, и это неудивительно.
Ближайший источник воды находится тоже метрах в 50 от дома. Старенькая колонка зимой постоянно перемерзает, летом - ломается под натиском огородников. Если вдруг пожар - может подвести, вздыхают жители.
Татьяна показывает свою квартиру. Главная её «гордость» - печь, на трубе которой держится потолок. Пожалуй, это единственная от неё польза, потому что отапливать жилое помещение с её помощью невозможно: дым валит в квартиру из всех щелей. Хозяйка дотрагивается до пузыристых обоев, под ними тут же осыпается штукатурка.
Тот факт, что дом для жизни не пригоден, отрицать сложно. Но чтобы не возникало никаких сомнений, в прошлом году сделали две экспертизы. Государственная показала износ барака на 70%. Для верности, пригласили сделать заключение частную компанию, которая оценила непригодность жилья на 80%.
- На 20 квартир в доме четыре управляющих компании, но ухаживать за чем-то здесь трудно, всё рушится и ломается от одного прикосновения, - констатирует пенсионерка. - А весной и осенью подвал заливает, и тогда нас все называют «Титаником с Батарейной». Чтобы встать в очередь на переселение, мы давно собрали все документы, которые были необходимы, сдали их в администрацию. Но на этом всё закончилось, никакой конкретной даты нам не говорят.
Читайте также: Как добиться, чтобы жильё признали ветхим? >>
Вне учёта
По данным администрации города Иркутска, в 2012 году жители 14 ветхих домов переехали в новые квартиры, купленные на муниципальные деньги, жильё для жителей пяти аварийных домов были построено на деньги из федеральной казны. В общем, программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в Иркутске действуют с 2004 года.
Кстати | |
---|---|
К сожалению, нередки случаи, когда власти меняют аварийное жильё на новое, но не равноценное. Так, в феврале 2013 года инвалида-колясочника Вадима Мартынова с сестрой Татьяной переселили из разрушающегося дома в центре Иркутска в новостройку за городом. Мало того, что до ближайшей остановки от нового дома брату и сестре приходилось преодолевать около двух километров, так ещё квартира была двухуровневой. Добиться нормального жилья для Мартыновых удалось только после многочисленных судебных разбирательств. |
На сегодняшний момент в очереди на переселение стоят 149 домов. Как сообщает пресс-служба администрации города, все они включены в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Иркутска в 2013-2016 годы» в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и поэтапно будут расселены до 2016 года.
В этом году по долгосрочной целевой программе «Жилище на 2013-2017 годы» планируется расселить 11 домов, ещё 86 — в течение нескольких лет расселят частные инвесторы, работающие по проекту освоения застроенных территорий.
Сколько таких домов, как на Ангарской, пытаются попасть в очередь — неизвестно.
Переселение из разрушающегося на глазах жилья предусмотрено и областной долгосрочной целевой программой. Планируется, что за 2013-2015 годы обладателями уютных квартир станут 22 886 человек из 386,8 тысячи квадратных аварийных метров. Но это только те, которых поставили на учёт до 1 января 2012 года. Всего же, по данным, приведённым в программе, на 1 января 2012 года в Иркутской области около миллиона квадратных метров жилого фонда «под снос», ещё 3,6 миллиона квадратных метров жилья ветшают. Разработчики программы уверяют, что причиной жилищного дефицита в Иркутской области стал период переходной экономики, когда строительству нового жилья и поддержанию в порядке старого уделялось мало внимания.
По оценкам аппарата уполномоченного по правам человека в Иркутской области, в Приангарье не менее 200 тысяч людей проживает в непригодных для жизни помещениях.
Читайте также: Аварийный дом, признанный памятником архитектуры, расселять не будут? >>
Как признать жильё аварийным
- Обратитесь с заявлением в местную администрацию с просьбой предоставить вам возможность ознакомиться со всеми документами, которые там имеются, по вашему дому (квартире). Вы имеете права снять копии с них.
- Ознакомившись с нормативными правовыми актами и документами, содержащими информацию о доме, сможете понять, насколько ваше жильё отвечает установленным требованиям.
- Далее нужно обратиться в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений соответствующего уровня (муниципального, областного или федерального, в зависимости от того, в чьей собственности находится жилой дом) с письменным заявлением о проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям.
- В течение 30 дней комиссия обязана подготовить заключение о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям и пригодным (непригодным) для проживания.
- На основании заключения орган местного самоуправления обязан принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании помещения и сроках переселения людей.
- В случае отказа в какой-либо инстанции вам следует обратиться в суд.
А «судьи» кто?
Валерий Лукин, уполномоченный по правам человека в Иркутской области:
Жалобы, касающиеся переселения из аварийного жилья, поступают в аппарат уполномоченного очень часто. В основном люди жалуются на то, что их жилище признают непригодным для жизни, но переселять не торопятся. Нередки случаи, когда развалины в центре города меняют на квартиры на окраине, где поблизости нет ни поликлиник, ни остановок общественного транспорта, ни другой инфраструктуры. Такого неравноценного обмена быть не должно.
Сейчас мы намерены добиваться упорядочения работы межведомственной комиссии, которая, согласно закону, определяет, аварийное жильё или нет. Зачастую она состоит из чиновников, далеких от народа, сплеча большинством голосов определяющих степень пригодности дома для жизни. Мы хотим, чтобы состав этих комиссий и чёткие критерии аварийности помещений были регламентированы уставами муниципальных образований и чтобы его утверждал представительный орган власти, а не глава муниципалитета, как сейчас.
Стоит отметить, что другие субъекты СФО постепенно занимались решением проблемы переселения из аварийного жилья, Иркутская же область только недавно взялась за неё. Сейчас президент ставит задачу ликвидировать бараки в ближайшее время, но те программы, которые действуют в Приангарье, в установленные им сроки с проблемой не справятся.
Смотрите также:
- Челябинский метеорит: жители в одиночку борются с последствиями катастрофы →
- Гром грянул. Кто ответит за последствия обрушения дома в Междуреченске? →
- Дом-коровник. Как жителей Ростовской области поселили на ферме →