Давно отброшены за ненадобностью ханжеские фразы о «постепенном переводе на 100 %-ную оплату» – есть ощущение, что в ряде регионов пройдена и 200 %-ная отметка. А после приватизации ДЕЗов и превращения их в Управляющие компании вчерашние муниципальные управленцы обернулись весёлыми махновцами, косящими из отопительных пулемётов всё население, не разбираясь, кто тут красный, а кто наоборот.
Больной вопрос для губернаторов
Необычно холодная и снежная зима в России стала настоящим праздником для рыцарей вентиля и счётчика. Даже в Москве, где до беспредела стараются не доходить, суммы в платёжках многих жильцов за полгода выросли в полтора раза. Но особенно страдают жители центра европейской части России: в этих небогатых регионах (средняя зарплата по ЦФО, исключая Москву и область, – самая низкая в России) ежемесячные выплаты управляющим компаниям давно приравнены к небольшому пожару. Аппетиты коммунальщиков растут по экспоненте, и конца этому не видно.
Красивая идея о том, что жильцы объединятся в ТСЖ и будут сами выбирать себе поставщиков услуг, была обречена изначально, и инициаторы реформы не могли этого не понимать (рынок монополизирован, а люди инертны). Но не время разбираться в интригах прошедших дней, надо что-то делать здесь и сейчас. И без вмешательства региональных властей не обойтись.
Потому-то АиФ.ru и связался с губернаторами нескольких регионов Центральной России, задав им один очень простой вопрос: «Каковы должны быть три главных действия власти, чтобы злоупотребления в сфере ЖКХ из правила стали исключением?»
Воронежская область – делаем, что можем
Однако сегодня внедрению этой модели многое мешает, в том числе большое количество жуликов, которые осели в сфере ЖКХ и работают там уже не первый год. Поэтому правоохранительные органы также должны принять максимальное участие в улучшении работы коммунальной сферы. В нашем регионе этот процесс уже начался – при ГУ МВД по Воронежской области работает специальное подразделение, которое будет заниматься непосредственно пресечением правонарушений в ЖКХ.
Не стоит забывать и об укреплении материально-технической базы управляющих организаций, потому что от этого напрямую зависит повышение качества предоставляемых коммунальных услуг, а значит, и уровень удовлетворённости граждан работой сферы ЖКХ».
А пока воронежцы недоумевают: как это цена кубометра воды в одном доме может быть в два раза выше, чем в соседнем? Рынок рынком, но совесть-то иметь надо!
Рязанская область: все надежды на новые законы
«1. Необходимо в законодательном порядке:
- конкретизировать обязанности управляющих компаний (УК) по отношению к жителям тех домов, которые они взяли в управление. Параллельно ввести ответственность за неисполнение этих обязанностей, включая дисквалификацию руководителей УК, отстранение таких УК от рынка в сфере услуг ЖКХ и внесение их в некий «чёрный список»;
- ввести ответственность собственников УК за неисполнение своих обязанностей перед жителями с тем, чтобы они не могли создавать новые УК и вновь выходить на рынок услуг ЖКХ;
- на данном этапе закрепить обязательное участие представителей муниципалитетов на собраниях жителей, принимающих решение о выборе той или иной УК. Может быть, ввести норму о том, что общее собрание жителей могло бы доверить заключение договора УК муниципалитету.
2. Ввести законодательную ответственность руководителей муниципалитетов за непринятие мер по привлечению к ответственности должностных лиц УК и самих УК по закону за неисполнение или недолжное исполнение своих обязанностей. При этом более чётко определить их контрольные полномочия.
3. Необходимо при установлении тарифов на предоставление коммунальных услуг увеличить долю в тарифах для тех организаций, которые непосредственно оказывают услуги ЖКХ, снизив долю крупных энергопоставляющих компаний, таких как «Газпром» и электроэнергетические компании. Это даст возможность организациям, непосредственно оказывающим услуги ЖКХ, работать рентабельно и заниматься обновлением коммунального хозяйства».
А может быть, необходимо «в законодательном порядке» просто запретить рязанским сосулькам убивать людей?
Ярославль: всё разрушили, а теперь думаем
«Мне кажется, что произошла ошибка, когда ДЕЗы продавали в частные руки, а потом не знали, что с ними делать. Я считаю, что государство самоустранилось от решения этих вопросов, передав дома сначала ДЕЗам, а потом уже ДЕЗы стали продаваться и акционироваться. В тот момент дома были переданы в неотремонтированном состоянии, и таким образом жители, выплачивая десятилетиями квартплату, в составе которой был текущий и капитальный ремонт, остались с проблемами один на один».
После чего грустно признался в бессилии исполнительной власти на местах:
«Без помощи федерации в регионах и муниципалитетах по-серьёзному сдвинуть эту проблему будет крайне сложно, а это значит, мы с вами подходим к самой важной задаче – изменению межбюджетного законодательства, чтобы большая часть налогов оставалась здесь, в бюджете города, чтобы была помощь государства и ответственность управляющих компаний вплоть до уголовной. Не справляются – штрафы и уголовная ответственность. А сейчас у нас, к сожалению, рычагов очень мало: мы можем повлиять только путём переговоров, уговоров, предписаний, но штрафовать мы не можем, поэтому управляющие компании чувствуют себя достаточно вольготно».
Полный текст невесёлого интервью Урлашова читайте здесь >>
Тульская область: создать, сформировать, ужесточить!
«1. Создание понятной и прозрачной системы расчётов за жилищно-коммунальные услуги, доступной потребителям.
2. Ужесточение ответственности исполнителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг за невыполнение своих обязанностей.
3. Формирование нормативно-правовой базы отрасли ЖКХ на ближайшие 5–10 лет, в том числе единых отраслевых стандартов».
Между тем туляки вообще перестают верить, что коммунальные службы города существуют. Так что времени на «создание» нет – придётся начинать сразу с «ужесточения». А цены между тем растут вверх (тарифы) и вширь (число пунктов в платёжках), и конца-края этому весеннему половодью не видно.
От ЦФО – ко всей России
Разумеется, Центральный округ – далеко не вся Россия, но проблема ЖКХ объединяет всех. В последующих публикациях АиФ.ru озвучит взгляды руководителей регионов из других федеральных округов и, таким образом, сформулирует общий запрос исполнительной власти к власти законодательной. Когда пробуксовывают бюрократические коммуникации, СМИ обязаны взять на себя их роль.
И запрос регионов мы не просто сформулируем, но и доведём до сведения федеральных властей. А заодно попросим рассказать, почему важнейшая сфера жизни страны уже несколько лет живёт, по сути, в правовом вакууме. Спросили бы ещё, когда это закончится, но на этот вопрос ответ уже дан.
Девять месяцев до законности
Коррупционная вертикаль в ЖКХ выстроена на совесть, с самого низу, с самих жителей, чьи председатели за долю малую (а иногда и без неё, просто по неопытности) подписывают контракты с УК на грабительских условиях. Далее вступает в дело крепкая спайка УК и ОВД, не допускающих реальной конкуренции в отрасли, а в соответствующих департаментах глаза на это закрывают отнюдь не бескорыстно. Из выбранных нами регионов чётко понимают это, кажется, в Воронежской области и Ярославле.
Впрочем, и претензии к законодателям тоже серьёзны и осмысленны. Неужели правда важнее было на скорую руку принимать пропагандистские и популистские законы («Димы Яковлева», «О запрете мата в СМИ»), чем плотно поработать над анализом ситуации с ЖКХ и дать региональным властям право навести порядок и прекратить грабёж населения? Новый пакет документов, часть которых уже прошла первое чтение в Госдуме, ориентировочно вступит в силу только 1 января 2014 года. Будут возвращены нормы госрегулирования, введено понятие дисквалификации проштрафившихся коммунальщиков, приняты многие другие полезные правила.
А до этого дня суммы в платёжках, похоже, будут расти ежемесячно.