По признанию экспертов туротрасли, российский Кавказ в этом году — в топе направлений. Какие сюрпризы, приятные и неприятные, ждут тех, кто выбрал для отдыха эти места? Особенно важно знать про них, если в путешествие вы отправляетесь всей семьёй.
Наш план был до безобразия прост: проехать на машине весь Кавказ с запада на восток. От Карачаево-Черкесии до Дагестана. Уложившись при этом в три недели. О том, чем эти недели заполнить, вопросов не возникало. Скорее возникал вопрос о том, что отбросить, ибо Кавказ вобрал в себя столько невероятных видов и локаций, что голова идёт кругом как от высот, так и от разнообразия пейзажей. Сулакский каньон в Дагестане и Эльбрус в Кабардино-Балкарии, Домбай в Карачаево-Черкесии и Мидаграбинские водопады в Северной Осетии, башенные комплексы во главе с Вовнушками в Ингушетии и минеральные источники в Кисловодске. Как можно из этого выбирать?! Нет уж, заверните всё!
Подготовка такого путешествия требует определенного опыта и приличных трудозатрат. Но оно того, безусловно, стоит! А досадные мелочи, которые не учли, могут отравить самые яркие впечатления. Я видел людей в сланцах, которые собирались пешком идти до села-призрака Гамсутля, что в Дагестане, а это 4 км по горной дороге в жару. Или человека в шортах и майке, который со словами «Здесь жуткий дубак» шёл к подъемнику на одной из вершин Домбая, чтобы ехать вниз, лишив себя невероятных видов и заплатив приличную сумму за этот самый подъёмник. Поэтому при подготовке к такому путешествию оказывается важна каждая мелочь: от правильно выбранной одежды до тона в разговоре с местными жителями.
Безопасно ли там?
Первый вопрос, который приходит на ум. Вот что сказал наш новый знакомый из Северной Осетии: «Вы гости, у вас иммунитет. Между собой у нас могут быть разногласия, порой нешуточные. Но вы гости. Вас в любой республике примут, накормят, напоят и спать уложат». Это правда. Нас несколько раз звали на шашлык или чай незнакомые люди. Охотно вступали в диалог, рассказывали о своих местах или помогали советом.
Проходимы ли дороги?
Дороги почти везде хорошие. Если только вы не поедете, например, в альпинистский лагерь Алибек в Домбае, как мы. Там дорога не предназначена для обычных машин. Это уже бездорожье с приличными ямами и буграми из грунта и камней. Обычно там нанимают «УАЗы», чтобы подняться ближе к началу тропы до Алибекского водопада. Мы же рискнули пробраться на своём авто, чем вызвали уважение и восхищение у сотрудников заповедника: «Ты просто тигр, брат!» Но повторять этот подвиг что-то не хочется.
До Трескола в Приэльбрусье или Теберды в Домбае дорога — вообще зеркало. Едешь по идеальному асфальту вдоль речки. Красота!
Встречаются на Кавказе, конечно, и грунтовки, местами жёсткие как стиральные доски. Но мы на своём седане, где достаточно легко, где сконцентрировавшись, их преодолели. Удивили также идеальные дороги в Ингушетии до Вовнушек. Там только в конце на территории заповедника грунтовка, но весьма приличная. Пугали дорогами Дагестана. Мол, в Чечне вот да, а в Дагестане — нет. Но. Дороги и там весьма приличного качества, и они еще делаются. При этом мы поехали из Чечни в Дагестан через озеро Кезеной Ам и перевал, а не по федеральной трассе. Да, в одном месте пришлось постоять, пока экскаватор долбил гору, но через 20 минут бульдозер всё расчистил, и мы поехали дальше.
Много грунтовки — не очень приятной — ждёт вас в Осетии, если ехать в город мертвых в Даргавс, в Кармадон или на Мидаграбинские водопады. Но также преодолимо. Непроста, но преодолима дорога в село Эль Тюбю с древними могильниками в Кабардино-Балкарии. На популярных Чегемских водопадах асфальт заканчивается. Но это место стоит того, чтобы потрястись по ухабам.
Единственная по-настоящему плохая дорога попалась нам по направлению из Карачаевска в Кисловодск. Перевал, шикарные виды, но асфальт в дырах.
Сколько стоит бензин и какого он качества?
Сетевые заправки на Кавказе есть везде, кроме Дагестана. В этой республике вы найдете что угодно — и «ГаСпромнефть», и «РоССнефть», и «ЛукКойл» и даже «РоснефтЪ», — но только не проверенные бренды. Тем не менее именно в Дагестане я заправил лучший бензин за всю поездку. Это был сотый бензин. Да, я заранее потратил время и поискал, кому можно доверять в этих местах. Выделил три местных бренда. На двух заправился. Тут можно. Проверено! Да, еще одно. Советую не забывать про правило четверти бака. А лучше даже трети бака. Заправка-то, когда вы почти на нуле, вам, может, и встретится, но, весьма вероятно, не та, которая вам подходит.
Цены на бензин примерно такие же, как в Подмосковье. Сотый бензин, который я стараюсь заливать, чуть дороже. Это не Европа, где разница существенная и в соседних странах, и на автобанах по сравнению с деревнями.
Как ведет себя местная ДПС?
Наш автомобиль с московскими номерами сотрудники ДПС остановили 3 (три) раза за месяц путешествия. Два раза пришлись на Сочи с разницей в 15 минут. И еще один раз в Калмыкии на обратном пути, когда я проскочил на жёлтый. Спросили, не заблудились ли мы, подсказали дорогу и отпустили. А в кавказских республиках — ни разу! За исключением, конечно, пограничных постов между республиками, где надо регистрироваться. Там у всех сотрудников автоматы, некоторые — с закрытыми лицами, но всё вежливо, а процедура занимает пять минут.
Какая там манера вождения?
Для многих водителей на Кавказе нет понятия «сплошная линия». Но при этом, как ни странно, есть здравый смысл и взаимная вежливость: всегда пропустят, уступят, притормозят, даже если человек обгонял по сплошной плотную вереницу машин, где, казалось бы, и встроиться не особо возможно. Никто не будет кипятиться, сигналить или моргать фарами. Просто освободят место, как будто со словами «вставай, брат, я не спешу».
Самые неадекватные водители, которые мне встретились по пути, имели регион «123». Просто статистика. Ни один автомобиль с кавказскими номерами не вызвал даже тени негативных эмоций. Местами, например, в Качараево-Черкесии, люди вообще уж совсем никуда не торопились. Даже странно.
Но что точно надо иметь в виду на Кавказе, так это коров. И иногда овец. Тут и там коровы спокойно пасутся на дороге. Иногда целыми стадами, а иногда одинокую корову можно увидеть сразу после крутого поворота. Животных порой приходится объезжать даже через сплошную. Однажды нам буквально пришлось пробивать себе дорогу через огромное стадо бурёнок. Двигаются они неохотно. Нужно потихоньку их как бы продавливать, смещать, при этом пытаясь еще разъехаться и со встречкой. С овцами проще: они весьма податливы. Посигналил — они врассыпную.
Принимают ли там карты?
Мы на всякий случай взяли с собой приличную сумму наличными, так как слышали, что карты принимают далеко не везде. Это оказалось правдой. Карты местные не любят. Если наличных нет совсем, предпочитают переводы по номеру телефона. Я читал, что с интернетом, особенно в горах, бывает всё печально. Но на своём опыте могу сказать, что интернет работал почти везде, даже в заброшенном Гамсутле.
Где поесть и поспать?
Ночёвки по всему маршруту я бронировал заранее. Всё бронировал через Booking.com, кроме озера Кезеной Ам в Чечне. К ним пришлось долго и упорно дозваниваться. Есть две основные причины пользования известным сервисом. Первое — всё в одном месте, это удобно. Второе — хоть какая-то гарантия, что на месте тебя не кинут.
Ночевали мы всегда в приличных отелях или квартирах с оценкой на Booking.com не менее 8,5. На Кавказе в этом смысле дешевле, чем, скажем, в Карелии. Там просто меньше приличных вариантов. Тут мы платили в среднем 3500-4000 за качественный номер на четверых. Самое дорогое жилье вышло в Чечне, на озере Кезеной Ам — 6000 руб., — но это был 3-комнатный люкс с завтраком. Самое дешевое — в Нальчике: 3000 р. за очень хорошую абсолютно новую квартиру.
Кафе, как правило, искали через «Яндекс карты». Оценки харчевен почти всегда помогают выбрать достойный вариант. Качество еды всегда было отменное, не сравнить с Абхазией, где еще поискать надо. Порции большие, цены примерно на треть ниже московских. Дорого (но также вкусно) было около мечети в Грозном. И только один раз было откровенно плохо: на озере Кезеной Ам в Чечне.
Да, чеки жена всегда проверяет. Пару раз, случайно или нет, возникали казусы. Например, моему сыну посчитали 1000 г люля вместо 200 г. Посмеялись. Растущий организм!
Как одеться?
Если вы не одеваетесь уж слишком вызывающе, то, скорее всего, никто вам и слова не скажет. Разве что в Чечне стоит быть в этом плане консервативнее. Мы закрыли руки и ноги. Кто брюками и рубашками, кто платьями. И правильно. Можно было легко сгореть. В Грозном было очень жарко!
Как грамотнее спланировать маршрут?
«Яндекс» и Google достаточно точно рассчитывают время пути. А это важно, потому что ездить по Кавказу по темноте, во-первых, местами опасно, во-вторых, бессмысленно, потому что местных красот не увидеть. А на Эльбрусе и Домбае после 13-14 часов погода и вовсе портится: становится облачно и нередко дождливо. Если дорога долгая, я прибавляю 30 минут к каждым трём часам дороги. Плюс всегда дополнительно округляю время в большую сторону. Если перегон небольшой, что характерно для Кавказа, ибо там интересности на каждом шагу, то также прикидываю, сколько времени нужно на ту или иную локацию по пути (интернет в помощь), добавляю время на обед и таким образом рассчитываю свой день.
К каждой локации надо готовиться. Если Эльбрус, то куртки, шапки и таблетки. Если Домбай, то толстовки и крем от солнца. И везде вода, запас еды для перекуса, солнечные очки, головные уборы, дождевики, подходящая обувь. Ну и, конечно, хорошее настроение.
В заключение скажу, что всё-таки здорово, что мы наконец разобрались, где Кабардино-Балкария, а где Карачаево-Черкесия, как там оно в Дагестане и как выглядят самая большая гора Европы, самый большой водопад Европы и глубочайший каньон Европы.
Наш учитель географии нам всегда говорил: «Путешествия – это жизнь». Я бы для себя, с его позволения, это утверждение немного подправил: «Каждое путешествие – это целая жизнь». Проведите одну из своих жизней на Кавказе.