В ритме глэмпинга. Как малый бизнес осваивает экотуризм

Предприниматель Юрий Щербина владел участком земли недалеко от Тюмени. Живописное место, но без удобств. Чтобы принять здесь отдыхающих, нужно было обустроить территорию — обновить имеющееся здание, построить новые дома, беседки, сделать пляж с причалом. И, конечно, подвести коммуникации — газ, электричество, интернет. В общем, нужны были деньги. В этом предпринимателя поддержал Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области». «Мы сделали проект, рассказали о задумке, и нам одобрили государственный кредит, — поясняет Юрий Щербина. — Построили на участке жилые домики, кафе, сауну с бассейном, здравницу с массажными и жемчужными ваннами, фитобочкой. Сейчас пандемия пошла на спад, люди начали приезжать на отдых. На новогодние праздники был первый заезд — все номера гостиницы были заняты».

   
   

Предприниматель решил не останавливаться на достигнутом — планирует создать ферму для фазанов и оленей, строит медицинский центр. «Есть желание сделать центр здорового отдыха. Сейчас это и модно, и необходимо, — пояснил он. — Здесь люди смогут не только отдохнуть, но и подлечиться». На его базу отдыха приезжают из Тюмени, из ближайших поселков и северных городов области.

Отдых на природе, экотуризм становятся всё более популярными в России. Предприниматели даже начали осваивать новый формат — глэмпинг, который уже давно полюбился жителям европейских стран. Это отдых на природе для требовательных к комфорту туристов. Многие люди мечтают отдохнуть под звездным небом где-нибудь на краю утеса, не думая при этом о запасах воды и качестве интернета. Здесь туристическая романтика сочетается с максимальным комфортом. Вместо палаток обычно используются удобные шатры или быстровозводимые постройки. Обязательно есть санузел и зачастую гостиничное обслуживание. В России это направление только начинает развиваться.

Академия бизнеса

Глэмпинг — привлекательный бизнес для малых и средних предпринимателей. Высокая окупаемость и небольшая конкуренция предполагают быстрый возврат вложенных средств. Однако этому формату нужно учиться. В Башкортостане, например, решили помочь начинающим бизнесменам освоить новинку и при поддержке нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» создали бесплатную «Глэмпинг академию». Её задача — обучить людей, которые смогут успешно развивать эту перспективную нишу.

В первом потоке академии обучались 40 предпринимателей. На протяжении двух месяцев с ними работали эксперты, бизнес-тренеры и представители крупных организаций глэмпинг-индустрии, туризма и гостеприимства. Профессионалы рассказывали, как открыть глэмпинг, организовать работу эко-объекта, включая инфраструктуру, сервис и развлечения для гостей. Также они поделились опытом решения юридических вопросов. Финалом обучения стала защита проектов участников — 16 из них были одобрены экспертной комиссией и готовы к реализации уже в этом году. Два ученика «Глэмпинг академии» получили гранты Ростуризма на развитие своих проектов. В самом Башкортостане разрабатывается программа поддержки стартапов для глэмпинга, включая прямую финансовую помощь в виде субсидии.

Летом 2020 года первый глемпинг заработал и в Тюменской области. Он расположился в 60 км от областной столицы на берегу озера Ипкуль. Одновременно с экологическим в регионе успешно развивается и сельский туризм. Пример — гастробар Ирины Катерушиной, который в прошлом году запустил экскурсии и сырные дегустации для настоящих гурманов. Другой популярный объект — музей истории крестьянского быта в деревне Насекина.

Экотуризм активно развивается благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство». С его помощью все больше владельцев домов отдыха, туристических баз и эко-отелей расширяют свой бизнес, получают новые знания и продвигают экотуризм в регионах. В выигрыше и бизнесмены, и их клиенты, которые получают возможность насладиться отдыхом в лучших уголках природы.