Владимир Кожемякин, «АиФ» без границ: Господин Лешехеб, директор национального офиса по туризму Марокко в России Самир Суси Риах недавно сказал: «Мы ставим перед собой цель — повернуться лицом к России и в 2016 году увеличить количество туристов из этой страны с 30 тыс. до 120–200 тыс. человек в год, а в ближайшие три года — до 300–400 тыс. человек в год». На ваш взгляд, оправдываются ли эти прогнозы?
Родился в 1954 г. в г. Ужда. Окончил Университет Хасана II по специальности «международные отношения», получил степень кандидата наук по международному праву в университете Женевы. Был послом Марокко в Японии, Канаде, на Филиппинах и Багамских островах.
Разумеется, мы принимаем во внимание и экономический кризис в России. Поэтому наша цель не слишком амбициозна, но разумна. Марокко с его жарким климатом, умеренным отношением к исламу, безвизовым режимом, богатыми историческими и кулинарными традициями, усиленной системой безопасности, а главное — желанием понравиться российским туристам готово стать достойной альтернативой курортному отдыху в Египте и Турции даже зимой. Понятно, что полностью заменить Египет или Турцию в этом плане Марокко не сможет. Однако есть основания считать, что какая-то часть российских туристов, которые раньше отдыхали в этих странах, захочет рассматривать Марокко как адекватную замену другим популярным направлениям.
И, конечно же, туроператоры и отельеры в Марокко подготовились к увеличению потока гостей из России. Например, не так давно представители 350 российских турагентств и группа из 40 журналистов по приглашению правительства нашей страны посетили Агадир, Марракеш и другие туристические центры. Кроме того, теперь самолётами авиакомпании «Ройал Эйр Марок» можно летать к нам из Москвы напрямую, без пересадки в Мюнхене. Снизились и цены на авиабилеты, вследствие чего подешевел весь туристический пакет.
В плане туризма Марокко — это не то же самое, что Турция, Египет или Тунис. У нас иной турпродукт: не скажу, что люксовый, но гораздо более высокого уровня, и поэтому он был дороже. Но мы намеренно снизили цены, в том числе и в гостиничном бизнесе. И в итоге уже сегодня подписали с российскими туроператорами договор на 85 тыс. отдыхающих в 2016 году.
— Сегодня, как известно, около 50% отелей Марокко работают по системе «всё включено». Но ради русских туристов, как заявляется, практически все отельеры готовы перейти на такой способ обслуживания, особенно в курортной зоне Агадира — столицы пляжного туризма страны. Так ли это?
— Как вы знаете, отельеры всегда отвечают пожеланиям туристов. Марокканский гостиничный бизнес действительно готов внедрить у себя систему «всё включено». Но не обязательно для всех. То есть те люди, которые хотят чего-то другого, всегда могут пойти и поесть в небольших кафе и ресторанчиках, познавая аутентичные блюда национальной кухни.
— На ваш взгляд, насколько система «всё включено» вообще пригодна для марокканского рынка?
— Тут не Марокко выбирает. Не мы будем диктовать туристу: либо «олл инклюзив», либо нет. Это всегда выбор самого туриста. А мы лишь стараемся ему следовать.
— Подсчитано, что для того, чтобы россияне смогли получить в Марокко экономичный вариант отдыха, местные отельеры должны снизить цены на услуги до уровня, который был в Египте и Турции. Возможно ли это, на ваш взгляд? Готовы ли к таким скидкам сами отельеры?
— Да, они готовы понизить цены, сохранив при этом уровень качества услуг.
Отдыхайте спокойно!
— Какова в Марокко свобода поведения для туристов? Королевство Марокко — мусульманская страна. Насколько ислам в ней либеральнее, чем в других мусульманских странах, где туристы подчас сталкиваются с достаточно жёсткими запретами в поведении и в быту?
— Марокко — страна открытая и толерантная, её жители относятся с уважением к различиям людей. Марокканский народ всегда был очень гостеприимным и любил встречать гостей. Так же продолжается и сегодня. Туриста у нас принимают, как дорогого гостя, куда бы он ни пришёл, в горах или в деревнях, и делят с ним пищу. Конечно, в Марокко, как и в любой мусульманской стране, есть свои традиции: например, в месяц Рамадан нежелательно показываться с едой на публике. А вообще, в арабо-мусульманском мире наша страна может служить примером хорошего отношения к приезжим.
— Какие этические правила нужно соблюдать туристам, чтобы не нарушить местные нормы поведения и не вызвать недовольства у местных жителей своим внешним видом, отношением к еде, спиртным напиткам и т. д.?
— Не думаю, что тут могут возникнуть какие-то особые проблемы. Наша страна открыта к иностранцам и не выдвигает по отношению к ним излишних ограничений. Если вы пойдёте на пляж, то никто не заставит там, например, женщину надеть на голову платок или прикрыть одеждой всё тело. То есть можно быть в купальнике. В дни Рамадана марокканцы днём не едят и не курят, и поэтому желательно учитывать их традиции. Но это касается только Рамадана и каких-то конкретных моментов, характерных для данного времени. В Марокко, скажем, есть бары, где наливают алкоголь иностранцам — нет проблем.
— Вопрос о безопасности. Как известно, Марокко — одна из первых стран, где ввели туристическую полицию: на улицах городов, особенно в туристических зонах, несут дежурство специальные патрули. Насколько безопасен сейчас туризм в Марокко, в том числе туризм одиночный, например на велосипеде, и вообще вне официальной туристической группы?
— Безопасность в Марокко является безусловным приоритетом — будь то в экономике, политике, культуре или туризме. Если не будет безопасности, не станет инвестиций, экономического роста и т. д. Мы вполне отдаём себе в этом отчёт. В прошлом у нас действительно были с этим небольшие проблемы. Но сейчас обстановка стабильна. Наша бдительность по отношению к проявлениям экстремизма и радикализма только возрастает, а марокканская система безопасности считается на сегодняшний день наиболее эффективной в регионе и даже в Европе: ей интересуются европейские, арабские, африканские и азиатские страны.
Поэтому туристы и едут в Марокко. Сегодня нашу страну ежегодно посещает более 11 млн отдыхающих со всего мира, и, слава богу, не происходит ничего такого, что наносило бы им какой-то ущерб. К примеру, как вы сказали, можно взять велосипед и кататься на нём без проблем где угодно.
«Ждём русских»
— Каждая страна имеет свою туристическую специфику. Что уникального может предложить туристам Марокко?
— Всё это очень индивидуально и зависит от вкуса каждого конкретного туриста. Но могу рассказать о наших козырях, сильных сторонах туристического бизнеса.
Марокко предлагает туристам широкое разнообразие услуг. В этом смысле нам повезло: превосходные пляжи, общая протяжённость которых на Атлантике и Средиземном море составляет около 3500 км, пустыня, древняя и современная культура. А также все спортивные услуги, в том числе гольф, сёрфинг, горные прогулки и т. п. Есть и имперские города — Фес, Мекнес, Рабат, Марракеш. Много мест, интересных с точки зрения археологии. Кстати, недавно в Пушкинском музее в Москве прошла выставка марокканской бронзы «Римская скульптура из Волюбилиса», где были представлены произведения из собрания Археологического музея Рабата.
— Какие места в Марокко наиболее комфортны лично для вас? Где вы сами любите отдыхать на родине?
— Я люблю всё Марокко. В любом месте там я отдыхаю, что называется, душой и телом. Но если говорить объективно, то, например, юг Марокко более приятен осенью и зимой, потому что там гораздо теплее. Летом лучше отправляться на север страны, где превосходные пляжи.
— Возможно, в обозримом будущем количество российских туристов в Марокко сможет превысить цифру в 300–400 тыс. человек?
— Я надеюсь на это и вижу, что необходимый потенциал у марокканского туристического рынка есть. Недавно, например, возвращался из Марокко в Москву и встретил по пути русскую семью, которая отдыхала в Агадире. Я спросил, понравилось ли им, как прошло их путешествие, и услышал в ответ, что это была их первая поездка в Марокко, и всё прошло просто превосходно. Особенно им понравилось, что марокканцы — люди гостеприимные и открытые. Они добавили: «Мы не знали, что в Марокко так хорошо, и надеемся обязательно туда вернуться».
И я их понимаю. Марокко — одна из тех редких стран, где мы находим то, чего ищем.
«АиФ» без границ № 25 2016 г.