Для россиян, обожающих исторический туризм с евразийским уклоном, лучшего места, чем казахстанский Туркестан, не найти. Это самое настоящее казахское сердце средневекового Востока. Ключевая достопримечательность — мавзолей легендарного суфийского поэта и философа Ходжи Ахмеда Ясави, находящийся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Корреспондент aif.ru посетил южно-казахстанский город, оценив потенциал туристической отрасли крупнейшей центральноазиатской республики.
Данги, деньги и тенге
Туркестан расположился на юге Казахстана, где горы сменяются пустынями, а рядом течёт вечная река Сырдарья. Та самая, которая устами классика казахской поэзии Абдильды Тажибаева однажды произнесла: «А я — река казахов, твой собственный поэт!» Именно здесь, гуляя под раскалённым солнцем, вспоминаешь бессмертный фильм «Белое солнце пустыни», где впервые прозвучало гениальное: «Восток — дело тонкое!»
Самые ранние упоминания о Туркестане относятся к середине XVI века, когда город стал принадлежать Казахскому ханству, которое образовалось в процессе распада Золотой Орды в XV веке. В этом году учёный мир отмечает 800-летие Золотой Орды, и для российских туристов — это отличный повод посетить город. Сегодня в Казахстане ведётся работа по углублённому изучению золотоордынского периода, всесторонней популяризации древнего государства. По словам президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, Золотая Орда особенно способствовала бурному развитию цивилизации Великой Степи, обмену идеями и технологиями Запада и Востока и, как следствие, культурному сближению разных народов. Чем не Евразийский проект?
Гуляя по улочкам Туркестана, где воссоздана архитектурная атмосфера восточного Средневековья, ты словно окунаешься во времена могущественной и загадочной Золотой Орды. А если ещё и поговоришь с местными жителями...
Например, туркестанец по имени Абылай, с которым я познакомился в кафе у танцующих фонтанов, так проникся моей любознательностью, что рассказал почти военную тайну. Дело в том, что почти в каждой туркестанской семье дома есть старинные монеты с арабской вязью, найденные в окрестностях Сырдарьи. Известно, что в средние века в городе работал монетный двор, чеканивший медяки и золотые для всего Востока.
Вообще, по оценкам нумизматов, в Золотой Орде годовая эмиссия составляла от 10 до 30 миллионов единиц монет! И сегодня порядка миллиона золотоордынских монет находится в частных и государственных коллекциях мира. Пожалуй, это самый обеспеченный с нумизматической точки зрения период евразийской истории. Кстати, одна из распространённых монет, ходившая в улусах Золотой Орды, называлась данг. Узнаёте? Да-да, это далёкий предок нашего русского слова «деньги». И казахское тенге отсюда же, из золотоордынской архаики.
Поразмышлять о бренности бытия
Самая главная достопримечательность Туркестана, ради которой сюда едут мусульмане со всего света, — мавзолей суфийского поэта и философа Ходжи Ахмеда Ясави. На протяжении многих веков мавзолей был и остаётся местом паломничества тюркских мусульман, а сам Ясави — их духовным лидером. Главная его заслуга — он впервые перевёл священный Коран на тюркские языки в понятной для тюркских народов форме стихов — хикматов, что и послужило быстрому распространению ислама.
Проповедник жил в XII веке, оставив после себя множество легенд, с которыми охотно знакомят вас экскурсоводы. Здание мавзолея настолько величественное, что ощущаешь себя пушинкой во времени и пространстве. А когда увидишь внутри гигантский котёл, выплавленный из сплава семи металлов (золото, серебро, железо, бронза, олово, медь и свинец), то будто попал в страну Гулливера. Шедевр металлургического искусства называется тайказан (с каз. тай — жеребёнок и казан — котёл), то есть в такую посудину запросто входила маленькая лошадь. Вместимость тайказана — 3 тонны воды, а диаметр — 2,4 метра.
Экскурсовод государственного историко-культурного музея-заповедника Марина Искакова отмечает, что наплыв российских туристов в Туркестан с недавнего времени очень весомый. Значительная часть — мусульмане из России. «В основном приезжают паломники из Казани, Уфы, Омска, в целом из Сибири. Конечно же, есть из Москвы, вот совсем недавно была большая группа. После известных событий в Туркестан приехало также много релокантов, но через некоторое время они переехали в другие города, потому что здесь — ну очень жарко», — смеясь, рассказывает гид (средняя температура летом в Туркестане плюс 30. — Прим. ред.).
По словам Марины Искаковой, приверженцы историко-познавательного туризма из России, как правило, демонстрируют интеллектуальный багаж, искренне интересуются историей. «Например, спрашивают меня, почему Тимур (в российской историографии Тамерлан. — Прим. ред.) построил всё это великолепие специально в честь Ходжи Ахмеда Ясави спустя 233 года после его смерти? — продолжает экскурсовод. — Я отвечаю, что он считается вторым человеком после нашего Пророка, который распространил исламскую религию в Центральной Азии».
Рядом с мавзолеем есть прохладная подземная мечеть, куда Ходжи Ахмед Ясави добровольно заточил себя, когда ему исполнилось 63 года. Дело в том, что это возраст пророка Мухаммеда, и, достигнув его, Ходжи сказал: «Никто не может быть выше Пророка и видеть после этих лет солнце». Обязательно спуститесь туда, чтобы поразмышлять о бренности бытия! Туркестанский мавзолей также интересен тем, что стал местом захоронения степной казахской аристократии. Это настоящий пантеон с усыпальницами для 21 хана, 52 батыров, 19 биев (судей), восьми султанов и других знатных людей.
Ещё одна историческая достопримечательность сих благословенных мест — археологический комплекс Отрар. Этот средневековый город стоял на Великом шёлковом пути и был крупнейшим торговым и культурным центром с дворцами, рынками, городскими кварталами, со своей водопроводной системой, наконец. В Отраре родился и вырос один из самых известных философов Востока Абу-Насра аль-Фараби (подробнее об этом городе читайте в статье «Находки Отрара. Казахстанские археологи дополняют мировую историю»).
Сегодня Отрар — место археологических раскопок. Любой желающий, немного отъехав от Туркестана в направлении к селу Талапты, может впечатлиться развалинами былого Отрара, над которыми ныне властвуют лишь пустыня и горячий ветер.
Ректор туркестанского Международного казахско-турецкого университета им. Ясави Жанар Темирбекова в беседе с корреспондентом «АиФ» искренне и эмоционально рассказала о Туркестане. «Этот город покоряет вас сразу... Улочки Керуен Сарая моментально перенесут вас в Средние века — настолько гармонично вписался его силуэт в облик города. И каждый раз проезжая по своим делам мимо мавзолея Ясави, я испытываю ни с чем не сравнимый восторг от его величия! Здесь живут прекрасные люди, много этносов мирно соседствуют на протяжении веков благодаря духовному наследию Ясави. Для меня это самый добрый и душевный город», — сказала Жанар Темирбекова.
По словам замглавы Управления культурой и туризмом Туркестанской области Нурдаулета Медиева, сегодня интерес россиян к югу Казахстана налицо. «По данным за 2022 год, на первом месте по посещению Туркестанской области были как раз российские туристы. На втором месте — туристы из Узбекистана, который здесь рядышком, до Ташкента — 300 километров. На третьем — турецкие туристы. Но есть и европейцы, например французы. Безусловно, основной поток — это паломнические туры», — рассказал собеседник «АиФ».
Впрочем, признаётся Нурдаулет Медиев, въездной туризм пока не так развит, как внутренний. Интуристов приезжает по несколько тысяч год, а, например, в 2022 году Туркестанскую область посетили 470 тысяч казахстанцев, в 23-м — почти 560 тысяч. Так что есть куда двигаться.
Добро пожаловать в Туркестан!