Священные костры Варанаси. Индийские обычаи погребения

Фото Александра Ингилевича

В Варанаси вечно горят костры. Их огни не гаснут в течение тысячелетий. Во время затяжных дождей тлеющие угли переносят под навесы, а потом вновь зажигают от них поленницы дров, приготовленные для  сожжения. Тут сжигают тела и освобождают души.

   
   

Варанаси - самый священный город для индуистов, буддистов, последователей джайнизма и других местных религий. Построенный, по легенде, ещё богами. Один из старейших городов мира, насчитывающий более 3 тысяч лет. Город погребальных костров и могильщиков. Место, где души истинно верующих освобождаются от цикла рождений и смертей. Откуда открывается самый короткий путь в нирвану - через очищение огнём ритуальной кремации...

Фото Александра Ингилевича

Недавно в этом центре индусского мира побывал действительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного дайвинг-клуба «Архео» Александр Ингилевич. А вернувшись, рассказал о своих впечатлениях «АиФ».

«Увидеть Варанаси - и умереть!»

- Это мог бы сказать каждый индус, перефразируя крылатое выражение. Умереть и (или) быть сожжённым в этом сакральном месте считается в Индии огромной удачей - самым большим счастьем для человека. «Смерть в Варанаси - это освобождение» - гласит индусская мудрость. Однако люди едут туда не только за этим.

Мы прибыли на вокзал «погребального города» ночным поездом из Агры. Первое, что бросилось в глаза, - большой книжный развал. На самом видном месте выложены три книги: Максим Горький, «Гарри Поттер» и «Майн кампф». Эта картинка - символ толерантности, уравновешенности индусского общества. «Пусть растут все цветы!» - принцип, который ощущается там везде.

Каждый едет в Варанаси за чем-то своим - кто поглазеть на погребальные костры, кто за редкими фотографиями, кто за философией жизни. Вечером на гхатах - каменных лестницах-набережных - не протолкнуться: разноязычная толпа, шумные обряды - всё превращается в некий праздник священнодейст­вия. После заката река наполняется тысячами огоньков: это плывут прашаты, подношения богам, тарелочки из листьев тарелочного дерева, украшенные цветами и сладостями. В середине маленькая свечка.

Вся дневная и ночная жизнь тут происходит на гхатах - «священных местах омовения», вытянутых на 5 км вдоль реки. Кстати, по-индусски река Ганга женского рода, а не мужского. А гхат - это широкие каменные ступени, спускающиеся к воде и окружённые живописными башнями. На рассвете тысячи людей заходят по грудь в реку и распевают мантры. Считается, что воды Ганги в этом месте смывают грехи с любого человека, кем бы он ни был.

Удивительно, но в Варанаси совсем не пахнет дымом. Я думал, что это город, где стелется дым погребальных костров. Оказывается, нет - дымки не ощущается, хотя, костры горят повсеместно. На ступенях гхатов - поленницы дров. За кострами следят домры, представители низшей касты, подносящие древесину. Пламя в кострах нельзя зажигать с помощью спичек или зажигалки - только от другого костра или от углей. Эта традиция поддер­живается столетиями.

   
   

Радостные проводы в лучший мир

Родственники готовят умерших к церемонии среди куч пепла. Фото Александра Ингилевича

Огни в Варанаси - более вечные, чем все «вечные огни» мира. А ритуальное сожжение трупа - церемония не менее древняя, чем сам город. В среднем для неё требуется около 70 кг дров и время в течение дня (по более высокому варианту - 400 кг дров и 2,5 дня). Варианты у всех очень разные: кто победнее - может обойтись и хворостом, богатые же индусы предпочитают гореть на дровах дорогого сандалового дерева. Человека тут можно похоронить по самому высокому разряду за 2000 долл., а можно и проще - в крематории за 200 с лишним рупий (около 120 рублей). Мёрт­вые тела монахов, детей до 5 лет и беременных опускают в реку как есть - не горевшими. Считается, что они уже очищены страданиями. При этом оказаться в «Великом месте кремации» могут позволить себе лишь немногие из миллионов индуистов, ежегодно умирающих в Индостане. По местному правилу, покойник должен быть погребён в первые сутки после смерти. Поэтому, чтобы исполнить мечту своих умирающих родных, индуисты подстраиваются под обычай: привозят их в Варанаси и неделями, а то и месяцами, часто под открытым небом, ждут их ухода в иной мир... Никакой мрачности во всём этом нет: погребальный обряд - не печальное мероприятие, а проводы человека в лучший мир, во время которых его родные радуются, водят хороводы вокруг костра и все вместе совершают омовения.

Обстановка на гхатах самая непринуждённая: кто-то медитирует, кто-то пьёт воду или священнодействует с сосудом, кто-то намыливается и моется, с криками плескаются ребятишки, на ступенях отдыхают монахи и бродячие йогины, спустившиеся с гор. Поодаль женщины собирают коровий навоз (тоже топливо) и сушат его на стенах лестниц, бродят священные коровы.

Тут же, на гхатах, горят кост­ры с трупами, а стаи бродячих собак глодают останки людей и животных. В реке между лодками, теснящимися в несколько рядов, ходят громадные жирные рыбы... Каждый день в воды Ганги с гхатов сбрасывают сотни останков - и сгоревших и нетронутых. Однако эпидемии и массовых инфекционных заболеваний там нет. Это лишь одно из чудес Варанаси. Несмотря на повсеместное присутствие смерти, там не отпускает непередаваемо благостное ощущение: будто и сам ты вместе с призрачным дымом костров устремляешься в небо.

«АиФ. Без границ» N 51 за 2012 г.

Смотрите также: