«Скучаем, умираем просто». Как живет Шарм-эш-Шейх без российских туристов

Фото: Георгий Зотов / АиФ

34-летний гид Тамир всю дорогу от аэропорта до моей гостиницы в Шарм-эш-Шейхе без умолку трещит по-русски, употребляя такие выражения, как «вообще офигеть» и «меня реально заколбасило»: соскучился по практике. «Я целых два года не работал, кормился случайными „халтурами“. На улице оказались тысячи сотрудников с русским языком, мы не могли никуда устроиться. Потеряв гостей из России, больше десятка отелей закрылись. Нашей туриндустрии вообще „везёт“: сначала „Арабская весна“ отпугнула отдыхающих, потом подрыв самолёта с туристами, „вишенка на торте“ — эпидемия коронавируса». По словам Тамира, в данный момент гостиницы на курорте заполнены лишь на 30-40%, из граждан СНГ присутствуют украинцы, белорусы и казахи. В 2014 году в Египет приехали 3 миллиона 300 тысяч российских туристов, а в прошлом году — всего 150 тысяч. Увы, причина этому есть. 31 октября 2015 года террористы заложили бомбу в самолёт авиакомпании «Когалымавиа», вылетавший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург: тогда погибло 224 пассажира и члена экипажа, включая 25 детей. После кровавого теракта чартерные рейсы между египетскими курортами и РФ были прекращены и не возобновляются до сих пор. Обозреватель «АиФ» побывал в Шарм-эш-Шейхе, дабы понять, что тут изменилось за пять лет без нашего присутствия.

   
   

«Русские ото всех отличаются» 

«Ты правда русский? Вот из самой России?! Серьёзно?» — бармен пляжного кафе в отеле Reef Oasis Beach сомневается и думает, что я с ним шучу. Каждый сотрудник египетской гостиницы, узнав, что я прилетел из Москвы, немедленно завязывает со мной разговор о том, когда же русские наконец вернутся на пляжи Египта. «Неужели соскучились?» — с иронией интересуюсь я у сотрудника турагентства Абдуллы Самеда, предлагающего экскурсии на пляже. «Очень соскучились, брат, — отвечает Абдулла без улыбки, совершенно серьёзно. — Честно скажу: умираем просто. Только после вашего отсутствия мы поняли: русскими всех граждан СНГ называть неправильно, вы очень отличаетесь. Туристы из России всегда были самыми щедрыми. У меня вот частный тур по пять человек заказывали, погружение на дно Красного моря в батискафе, это дорогое удовольствие. Но нынешним гостям такого не надо: у них нет денег, раскошеливаются только на самое дешёвое».

Это подтверждает и Ахмед, хозяин сувенирного магазинчика в Наама-Бэй — районе Шарм-эш-Шейха: «Вместо русских сюда стали приезжать люди экономные, с ограниченным бюджетом, считают каждую копейку. Они дома заплатят турагентству за оллинклюзив, а тут у них с собой всего $50 или вообще ничего. Сидят на территории гостиницы, едят и пьют, за забор не выходят. У нас в Нааме многие магазины и кафе „схлопнулись“, три моих соседа разорились. Мы потеряли и теряем кучу денег».

«„Бакшиша“ нет, как горько»

На обедах и ужинах в гостинице ввиду эпидемии коронавируса новая система: на шведском столе ты не можешь положить себе еду сам, даёшь тарелку служащему (тот в маске, перчатках, а иногда с прозрачным пластиковым «щитом», закрывающим лицо), и он накладывает мясо, картошку, овощи или курицу, обычно скромными порциями. Напитки разливают в одноразовые стаканчики. Как ни странно, это сокращает очереди, всё двигается довольно-таки быстро. Полотенца в номерах упакованы в целлофан, телефонный аппарат в номере — тоже. Из трёх ресторанов гостиничного комплекса работает один: и народа мало, и опять-таки по причине борьбы с COVID-19. «Русские давали больше всех чаевых, — сокрушается официант Аббас. — Здесь иногда целыми неделями ничего не перепадает. Нам строго запрещено вымогать „бакшиш“, но у нас небольшое жалованье... Нынешние туристы оставляют персоналу на чай редко и мало. Каждый раз, когда я слышу, что Россия вот-вот откроет рейсы в Шарм-эш-Шейх, мои коллеги сильно радуются... Но потом приходит очередной сезон без русских. Как горько».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Выпивка и пляжное перемирие

Я всюду слышу речь с характерным украинским акцентом, но сам украинский язык не звучит нигде. Объявления, таблички, инструкции — сугубо на «великом и могучем». Множество египтян-сотрудников гостиницы владеют русским, украинский — и уж тем более белорусский с казахским — не знает никто. В беседах с туристами становится ясно, что в основном люди купили «горящие» недорогие туры: большинство гостей даже не из Киева, а из провинциальных городов Украины.

Споров о политике не слышно. «Мы приезжаем отдыхать, загорать, покушать, ну и выпить, конечно, не без этого, — смеётся Виктория из Харькова, прилетевшая в Египет на неделю. — Скандалов насчёт депутатов и министров у нас и так дома хватает».

Отдыхающие не выкрикивают патриотических лозунгов, не говорят об экономических проблемах, общаются почти всегда на русском языке. Белорусские туристы тоже не дискутируют на тему Лукашенко, никому не хочется испортить себе загар перепалками насчёт власти и оппозиции. Короче, в джунглях бывает водяное перемирие, а тут пляжное. Даже употребление алкоголя проблем не создаёт.

   
   
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Позвали гостей из Судана 

«После отъезда российских туристов Египту пришлось пойти на существенное снижение цен, — объясняет менеджер соседнего отеля Мохаммед Амин. — Благодаря этому за пять лет гостиницы Шарм-эш-Шейха кое-как удалось заполнить: на Украине, в Прибалтике, в Белоруссии и Казахстане мы предлагаем много скидок, бюджетных вариантов. Раньше в целях борьбы с терроризмом отдых египтян на Красном море не приветствовался, теперь есть спецпредложения (как правило, в 2 раза дешевле) для египетских граждан, к нам летят из Саудовской Аравии, Омана, Судана. Таких гостей и их багаж проверяют тщательнее, это не секрет. Конечно, после вспышки коронавируса все усилия пошли прахом, надо начинать сначала. К счастью, правительство Египта разрешило не платить налоги тем владельцам отелей, кто сохранит персонал и не уволит сотрудников. У решивших сжульничать отобрали лицензию. Я хочу сказать, что мы очень ждём туристов из России. Русские значат для нас много, и мы мечтаем о возобновлении рейсов из ваших городов». Звучит довольно мило, но на языке бизнеса это означает, что при возвращении наших туристов в Шарм-эш-Шейх обязательно поднимутся цены.

Три с лишним миллиона российских отдыхающих давали Египту несколько миллиардов долларов. Люди тратили деньги в отелях, покупали экскурсии, приобретали сувениры, арендовали машины, охотно ездили на погружения с аквалангом. За прошедшие годы нас здесь никто не забыл, напротив — ностальгия стала ещё сильнее. Оказалось, что гости из других стран бывшего СССР, бюджетные туристы из Европы и египтяне-«курортники» заменить наших туристов так и не смогли. «Опять ходят слухи, что откроют авиасообщение с Россией. В который раз подряд! — вздыхает Фарук, работник пляжа в Шарм-эш-Шейхе, общаясь со мной на отличном русском. — Мы надеемся — вдруг правда? Брат, ты знаешь чего? Так скажи. Здесь каждый день всякий Аллаху молится, чтобы русские вернулись».