На стенде «АиФ» в рамках Петербургского международного экономического форума в рамках передачи PRO-тренды состоялся живой разговор о туризме в России. Среди обсуждаемых тем - индустрия сервиса, экотуризм, точки роста отрасли в целом.
Туроператор – это ценность
Туризм – давным-давно не только лёгкая прогулка или пешее путешествие с палаткой, но огромное количество самых разных видов и способов посмотреть и изучить землю, а также познать народы и их культуры. И для всех многочисленных способов практически всегда необходим туроператор – даже если путешествуете вы без путёвки. Для современного человека туристическая инфраструктура приобретает особое значение - как для привыкших к комфорту, так и для «дикарей».
По словам участника дискуссии гендиректора туроператора FUN&SUN Владимира Рубцова, туроператор создаёт качественную инфраструктуру, которая начинается с размещения туристов, формирования продукта, с экскурсионной программы. И, конечно же, добавил спикер, важна роль персонала, от которого зависит качество обслуживания.
«Понятно, что туроператор - создает ценность не только для туристов, - добавил Рубцов, - но и в целом для развития инфраструктуры. Она ведь создаётся не для конкретной компании, а в целом для нашей страны. Важно понимать, что никто эту созданную инфраструктуру потом никуда не унесёт, она останется в виде современных отелей, комфортабельного транспорта, полученных знаний».
В качестве примера гендиректор Fun&Sun привёл пример Школы гидов, которую создали в Бурятии местные специалисты, взяв за основу материалы возглавляемой им компании во время обучения у её экспертов. А компания, по словам Владимира Рубцова, в свою очередь знает, какого специалиста она сформировала.
Спикер также отметил, что крупный опытный оператор, перевозя 2 млн туристов, понимает также какой сервис нужен туристам в принципе, что для этого необходимо и как надо работать с персоналом.
Лицо страны создаём мы
Владимир Рубцов вместе с тем обратил внимание коллег на то, что, понимая ценность операторов, важно с точки зрения правительственной поддержки сориентироваться, какие инструменты важно предоставить для этих игроков, в том числе и меры финансовой поддержки.
«И, конечно, на законодательном уровне необходимо правильно сформировать те законы, те постановления, которые помогут двигаться дальше, – продолжил спикер. - Здесь важно сформировать определённые рамки, границы, в которых будет правильно работать».
Спикер также добавил, что отрасль при появлении больших игроков набирает другие обороты, компании увеличиваются, увеличивается, соответственно и прозрачность туристического бизнеса, а при таком раскладе возможно нарастить большой потенциал, большой опыт, усилить возможности регионов.
Заговорив о сравнении с зарубежными коллегами и о возможности дать им фору, представитель сильнейшего игрока в этой сфере на российском рынке сказал, что, по его мнению, нашей стране сегодня есть куда развиваться, и что у неё большой туристический потенциал.
«Уже сейчас делаем в этом направлении большие шаги, - добавил он, - и уже точно можем сказать, что мы не в конце, а уже на лидирующих позициях. И здесь ещё очень важно, что наша страна вообще сформированный бренд, который очень интересен для въездного турпотока. К тому же мы ещё вот какой потенциал немного недооцениваем - когда путешествуем по разным странам, мы сами - инструмент создания и продвижения бренда России. На нас смотрят, нас изучают, видят другую культуру, нашу манеру общения, наши улыбки, оценивают, можем ли смотреть в глаза, рассматривают, что мы едим, замечают, что нам интересно. Это тоже формирует определённые знания о нас, а также желание приехать к нам и больше о нас узнать. Одним словом, огромнейший потенциал».
Природный баланс разрушить нельзя
В ходе дискуссии её участники дружно согласились, что солидные обороты в развитии отечественного туризма (в прошлом году количество туристов, которые путешествуют внутри страны, увеличилось на 25%), добротная инфраструктура и довольные путешественники – это ещё не всё.
Зампред комитета Госдумы федерального собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов обратил внимание, что любое необдуманное действие при стремительном развитии туризма может нарушить природный баланс.
«И поэтому, - сказал он, - прежде всего, нам надо дать определение понятию экотуризм. Оно до сих пор у нас не сформировано, и это тоже, в общем, является тормозом, в том числе и для тех, кто развивает это направление».
По словам Фетисова, здесь огромное значение имеет такой многотрудный процесс как воспитание людей. «И, конечно, ответственность должна быть разделённой, - добавил он. - То есть тебе предоставляют возможность красиво отдохнуть, набраться сил, а ты, естественно, ко всему этому должен относиться особым образом».
В пример спикер привёл Чукотку, с которой, по его словам, начинается наша земля и которую мы толком ещё не знаем. «И, вместе с тем, эта завораживающая красота тоже требует лимитированного посещения, а, может, даже поощрение людей, которые сегодня ведут экологический образ жизни. И это тоже, в общем, один из стимулов для туроператоров - открывать такие маршруты».
Плюс к этому Вячеслав Фетисов отметил такой момент в сфере туризма, как желание наших соотечественников в путешествиях не столько греться на солнце, сколько изучать свою страну ногами и головой. «Конечно, такие люди, пройдя маршрутами Сибири, Алтая, Урала, побывав на Байкале, будут по-другому относиться к родной земле, - добавил он, - по красоте фантастической».
Из количества – в качество
Ещё об одном виде баланса в контексте развития внутреннего туризма, который ни в коем случае нельзя в нашей многонациональной стране разрушить, говорил директор по работе с органами государственной власти АО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» Кирилл Родин. По его словам, неподготовленный турист, приехав в национальную республику, несёт социальный конфликт. Турист из мегаполиса, по его словам, не умеет себя вести соответственно местным обычаям.
«Миллионы туристов – хорошо, - сказал Родин, - но это должен быть целевой турист. Если я привезу неподготовленного, он наделает там беды больше, чем от него будет пользы для экономики. Поток мы сегодня действительно получили. Но с этим потоком теперь надо что-то делать. Мы должны подумать о его качестве».
По словам спикера, и с точки зрения технологий, и с точки зрения цифровизации, в которой мы сегодня живем, у нас есть все возможности, чтобы доставить целевого туриста в целевое место, «а не просто гнать потопную волну, которая вместе с деньгами, что приносит в регион, полностью его разрушает».
Эксперт ВЦИОМ также озвучил данные опроса россиян об их планах на отдых. Так брать отпуск этим летом планирует каждый третий россиянин (32%). Чаще всего наши сограждане предпочитают брать две недели отпуска (16%). При этом каждый второй (53%) собирается отдыхать дома. Провести время на даче планируют 28%. В топ-3 форматов летнего отдыха вошли и поездки по стране (14%). 26% - планирует поездки по стране, они отправятся в северо-западном направлении. Россияне выбирают: Санкт-Петербург — 18%, среди других регионов и городов — Республика Карелия (4%), Калининград (3%) и Выборг.19% путешественников строят маршрут в центральной части России: Москва и Московская область (11%), Тверь (2%), Владимир, Смоленск, Ярославль, Ивановская область, Тула, Воронеж. Сибирский округ (18%): Алтай (7%), Новосибирск (4%), Иркутск (3%), Байкал, Красноярск (по 2%). Южное направление 14% путешествующих по России: Сочи, Краснодарский край (по 3%), Ростов-на-Дону (2%) и другие города, например Анапа, Астрахань, Ейск. Приволжский округ набирает 13% (Нижний Новгород — 4%, Казань, Пермь — по 3%, Удмуртская Республика — 2%, Самара). На Северный Кавказ поедут 11% (Пятигорск — 3%, Ставрополье, Нальчик, Ессентуки — по 2%, Домбай, Владикавказ). Урал (Екатеринбург — 3%) и Дальний Восток (Владивосток — 2%).
«По данным опроса видно, что россияне предпочитают активный отдых. Программа летнего досуга у наших соотечественников разнообразная: поездки на природу (48%), посетить места культурного отдыха (24%), достопримечательности (22%), автотуризм (11%), посетить значимые события и мероприятия (9%), побывать в местах с хорошей кухней (8%), посетить религиозные объекты (7%), шопинг (4%), экскурсии на аграрные и промышленные объекты называют 3% и 2% соответственно» - сообщил Кирилл Родин.
Главное – не уходить в тень
Также и представитель туристического бизнеса, и его коллеги достаточно много говорили о туризме на Кавказе, регионе развитию сервиса путешествий в котором сегодня уделяется большой внимание.
И в этом нет ничего удивительного. Богатая история, изумительный колорит, красивейшая природа, чистый воздух, море, тёплый песочек, свежие овощи и фрукты, отличная кухня, гостеприимные жители.
Один из лидеров по посещаемости – Дагестан, край семи природно-климатических зон, 4-х тысяч больших и малых рек и древней истории.
Участник дискуссии, председатель правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов рассказал о секретах привлекательности края, об увеличении потока гостей, улучшении сети автодорог, о проектах по созданию разнообразных туристических кластеров и поддержке новых видов поездок, включая агротуризм.
«Туризм для Дагестана – это новое направление. Да, в 30-50-е годы прошлого века при Советском союзе в Дагестане тоже начинали развивать курортные зоны, но дальнейшего развития это не получило, зато сейчас за последние 3-5 лет в республике Дагестан туризм занимает одно из самых экономично развивающихся направлений. Еще лет шесть назад республику посещало несколько сот тысяч туристов, в 2022 году Дагестан посетили 1,5 млн туристов, в 2023 году 1,7 млн человек. Правительство России определило прибрежную полосу Карабудахкентского, Каякентского, Дербентского и Магарамкентского районов для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны – проект Каспийского кластера, поддержанный президентом страны, предполагает обустройство береговой полосы протяженностью 6,5 км, создание современной набережной, спортивных и развлекательных зон, строительство новой инженерной и туристской инфраструктур», - отметил председатель правительства республики Дагестан.
Хасан Тимижев, исполнительный директор Кавказ.РФ привел в пример данные центра стратегических исследований, согласно которым каждый третий россиянин желает побывать на Кавказе.
- Основной тренд, который на сегодняшний день мы видим от себя, это тренд туриста ехать за впечатлениями: то есть каждый турист, который к нам на Кавказ приезжает, в первую очередь хочет получить впечатление и 90% этих впечатлений зависят от природно-климатических достоинств нашего региона. Обеспечить сохранение и развитие туристической инфраструктуры с обязательным сохранением природно-климатического потенциала этой местности – наша святая обязанность, - отметил Хасан Тимижев, - и мы видим, как не только меняются запросы туристов, но и как меняется отношение инвесторов к нашим курортам. Если, условно говоря, 7-9 лет тому назад мы активно искали инвесторов, просили прийти, вложиться в туристическую инфраструктуру, то сегодня мы чётко видим, что у нас уже конкуренция среди инвесторов, да и региональные власти тоже видят туризм как перспективное направление и в этом направлении оказывают огромную поддержку. Поэтому нам надо эти тренды обязательно выдерживать и идти в ногу со временем для того, чтобы добиться максимального эффекта для нас, для экономики регионов и прежде всего для туристов, которые к нам будут приезжать и получать максимальные удовлетворения и самые лучшие впечатления.