Россия – сформированный бренд. На ПМЭФ обсудили вопросы внутреннего туризма

На стенде «АиФ» в рамках Петербургского международного экономического форума в рамках передачи PRO-тренды состоялся живой разговор о туризме в России. Среди обсуждаемых тем - индустрия сервиса, экотуризм, точки роста отрасли в целом.

   
   

Туроператор – это ценность

Туризм – давным-давно не только лёгкая прогулка или пешее путешествие с палаткой, но огромное количество самых разных видов и способов посмотреть и изучить землю, а также познать народы и их культуры. И для всех многочисленных способов практически всегда необходим туроператор – даже если путешествуете вы без путёвки. Для современного человека туристическая инфраструктура приобретает особое значение - как для привыкших к комфорту, так и для «дикарей».

По словам участника дискуссии гендиректора туроператора FUN&SUN Владимира Рубцова, туроператор создаёт качественную инфраструктуру, которая начинается с размещения туристов, формирования продукта, с экскурсионной программы. И, конечно же, добавил спикер, важна роль персонала, от которого зависит качество обслуживания.

Гендиректор туроператора FUN&SUN Владимир Рубцов. Фото: АиФ

«Понятно, что туроператор - создает ценность не только для туристов, - добавил Рубцов, - но и в целом для развития инфраструктуры. Она ведь создаётся не для конкретной компании, а в целом для нашей страны. Важно понимать, что никто эту созданную инфраструктуру потом никуда не унесёт, она останется в виде современных отелей, комфортабельного транспорта, полученных знаний».

В качестве примера гендиректор Fun&Sun привёл пример Школы гидов, которую создали в Бурятии местные специалисты, взяв за основу материалы возглавляемой им компании во время обучения у её экспертов. А компания, по словам Владимира Рубцова, в свою очередь знает, какого специалиста она сформировала.

Спикер также отметил, что крупный опытный оператор, перевозя 2 млн туристов, понимает также какой сервис нужен туристам в принципе, что для этого необходимо и как надо работать с персоналом.

Лицо страны создаём мы

Владимир Рубцов вместе с тем обратил внимание коллег на то, что, понимая ценность операторов, важно с точки зрения правительственной поддержки сориентироваться, какие инструменты важно предоставить для этих игроков, в том числе и меры финансовой поддержки.

   
   

«И, конечно, на законодательном уровне необходимо правильно сформировать те законы, те постановления, которые помогут двигаться дальше, – продолжил спикер. - Здесь важно сформировать определённые рамки, границы, в которых будет правильно работать».

Спикер также добавил, что отрасль при появлении больших игроков набирает другие обороты, компании увеличиваются, увеличивается, соответственно и прозрачность туристического бизнеса, а при таком раскладе возможно нарастить большой потенциал, большой опыт, усилить возможности регионов.

Заговорив о сравнении с зарубежными коллегами и о возможности дать им фору, представитель сильнейшего игрока в этой сфере на российском рынке сказал, что, по его мнению, нашей стране сегодня есть куда развиваться, и что у неё большой туристический потенциал.

«Уже сейчас делаем в этом направлении большие шаги, - добавил он, - и уже точно можем сказать, что мы не в конце, а уже на лидирующих позициях. И здесь ещё очень важно, что наша страна вообще сформированный бренд, который очень интересен для въездного турпотока. К тому же мы ещё вот какой потенциал немного недооцениваем - когда путешествуем по разным странам, мы сами - инструмент создания и продвижения бренда России. На нас смотрят, нас изучают, видят другую культуру, нашу манеру общения, наши улыбки, оценивают, можем ли смотреть в глаза, рассматривают, что мы едим, замечают, что нам интересно. Это тоже формирует определённые знания о нас, а также желание приехать к нам и больше о нас узнать. Одним словом, огромнейший потенциал».

Природный баланс разрушить нельзя

В ходе дискуссии её участники дружно согласились, что солидные обороты в развитии отечественного туризма (в прошлом году количество туристов, которые путешествуют внутри страны, увеличилось на 25%), добротная инфраструктура и довольные путешественники – это ещё не всё.

Зампред комитета Госдумы федерального собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды,  председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов обратил внимание, что любое необдуманное действие при стремительном развитии туризма может нарушить природный баланс.

Зампред комитета Госдумы федерального собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов Фото: АиФ

«И поэтому, - сказал он, - прежде всего, нам надо дать определение понятию экотуризм. Оно до сих пор у нас не сформировано, и это тоже, в общем, является тормозом, в том числе и для тех, кто развивает это направление».

По словам Фетисова, здесь огромное значение имеет такой многотрудный процесс как воспитание людей. «И, конечно, ответственность должна быть разделённой, - добавил он. - То есть тебе предоставляют возможность красиво отдохнуть, набраться сил, а ты, естественно, ко всему этому должен относиться особым образом».

В пример спикер привёл Чукотку, с которой, по его словам, начинается наша земля и которую мы толком ещё не знаем. «И, вместе с тем, эта завораживающая красота тоже требует лимитированного посещения, а, может, даже поощрение людей, которые сегодня ведут экологический образ жизни. И это тоже, в общем, один из стимулов для туроператоров - открывать такие маршруты».

Плюс к этому Вячеслав Фетисов отметил такой момент в сфере туризма, как желание наших соотечественников в путешествиях не столько греться на солнце, сколько изучать свою страну ногами и головой. «Конечно, такие люди, пройдя маршрутами  Сибири, Алтая, Урала, побывав на Байкале, будут по-другому относиться к родной земле, - добавил он, - по красоте фантастической».

Из количества – в качество

Ещё об одном виде баланса в контексте развития внутреннего туризма, который ни в коем случае нельзя в нашей многонациональной стране разрушить, говорил  директор по работе с органами государственной власти АО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» Кирилл Родин. По его словам, неподготовленный турист, приехав в национальную республику, несёт социальный конфликт. Турист из мегаполиса, по его словам, не умеет себя вести соответственно местным обычаям. 

«Миллионы туристов – хорошо, - сказал Родин, - но это должен быть целевой турист. Если я привезу неподготовленного, он наделает там беды больше, чем от него будет пользы для экономики. Поток мы сегодня действительно получили. Но с этим потоком теперь надо что-то делать. Мы должны подумать о его качестве».

По словам спикера, и с точки зрения технологий, и с точки зрения цифровизации, в которой мы сегодня живем, у нас есть все возможности, чтобы доставить целевого туриста в целевое место, «а не просто гнать потопную волну, которая вместе с деньгами, что приносит в регион, полностью его разрушает». 

Эксперт ВЦИОМ также озвучил данные опроса россиян об их планах на отдых. Так брать отпуск этим летом планирует каждый третий россиянин (32%). Чаще всего наши сограждане предпочитают брать две недели отпуска (16%). При этом каждый второй (53%) собирается отдыхать дома. Провести время на даче планируют 28%. В топ-3 форматов летнего отдыха вошли и поездки по стране (14%). 26% - планирует поездки по стране, они отправятся в северо-западном направлении. Россияне выбирают: Санкт-Петербург — 18%, среди других регионов и городов — Республика Карелия (4%), Калининград (3%) и Выборг.19% путешественников строят маршрут в центральной части России: Москва и Московская область (11%), Тверь (2%), Владимир, Смоленск, Ярославль, Ивановская область, Тула, Воронеж. Сибирский округ (18%): Алтай (7%), Новосибирск (4%), Иркутск (3%), Байкал, Красноярск (по 2%).  Южное направление 14% путешествующих по России:  Сочи, Краснодарский край (по 3%), Ростов-на-Дону (2%) и другие города, например Анапа, Астрахань, Ейск. Приволжский округ набирает 13% (Нижний Новгород — 4%, Казань, Пермь — по 3%, Удмуртская Республика — 2%, Самара). На Северный Кавказ поедут 11% (Пятигорск — 3%, Ставрополье, Нальчик, Ессентуки — по 2%, Домбай, Владикавказ). Урал (Екатеринбург — 3%) и Дальний Восток (Владивосток — 2%).

«По данным опроса видно, что россияне предпочитают активный отдых. Программа летнего досуга у наших соотечественников разнообразная: поездки на природу (48%), посетить места культурного отдыха (24%), достопримечательности (22%), автотуризм (11%), посетить значимые события и мероприятия (9%), побывать в местах с хорошей кухней (8%), посетить религиозные объекты (7%), шопинг (4%), экскурсии на аграрные и промышленные объекты называют 3% и 2% соответственно» - сообщил Кирилл Родин. 

Главное – не уходить в тень

Также и представитель туристического бизнеса, и его коллеги достаточно много говорили о туризме на Кавказе, регионе развитию сервиса путешествий в котором сегодня уделяется большой внимание.

И в этом нет ничего удивительного. Богатая история, изумительный колорит, красивейшая природа, чистый воздух, море, тёплый песочек, свежие овощи и фрукты, отличная кухня, гостеприимные жители.

Один из лидеров по посещаемости – Дагестан, край семи природно-климатических зон, 4-х тысяч больших и малых рек и древней истории.

Участник дискуссии, председатель правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов рассказал о секретах привлекательности края, об увеличении потока гостей, улучшении сети автодорог, о проектах по созданию разнообразных туристических кластеров и поддержке новых видов поездок, включая агротуризм.

«Туризм для Дагестана – это новое направление. Да, в 30-50-е годы прошлого века при Советском союзе в Дагестане тоже начинали развивать курортные зоны, но дальнейшего развития это не получило, зато сейчас за последние 3-5 лет в республике Дагестан туризм занимает одно из самых экономично развивающихся направлений. Еще лет шесть назад республику посещало несколько сот тысяч туристов, в 2022 году Дагестан посетили 1,5 млн туристов, в 2023 году 1,7 млн человек. Правительство России определило прибрежную полосу Карабудахкентского, Каякентского, Дербентского и Магарамкентского районов для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны – проект Каспийского кластера, поддержанный президентом страны, предполагает обустройство береговой полосы протяженностью 6,5 км, создание современной набережной, спортивных и развлекательных зон, строительство новой инженерной и туристской инфраструктур», - отметил председатель правительства республики Дагестан. 

Хасан Тимижев, исполнительный директор Кавказ.РФ привел в пример данные центра стратегических исследований, согласно которым каждый третий россиянин желает побывать на Кавказе.

- Основной тренд, который на сегодняшний день мы видим от себя, это тренд туриста ехать за впечатлениями: то есть каждый турист, который к нам на Кавказ приезжает, в первую очередь хочет получить впечатление и 90% этих впечатлений зависят от природно-климатических достоинств нашего региона. Обеспечить сохранение и развитие туристической инфраструктуры с обязательным сохранением природно-климатического потенциала этой местности – наша святая обязанность, - отметил Хасан Тимижев, - и мы видим, как не только меняются запросы туристов, но и как меняется отношение инвесторов к нашим курортам. Если, условно говоря, 7-9 лет тому назад мы активно искали инвесторов, просили прийти, вложиться в туристическую инфраструктуру, то сегодня мы чётко видим, что у нас уже конкуренция среди инвесторов, да и региональные власти тоже видят туризм как перспективное направление и в этом направлении оказывают огромную поддержку. Поэтому нам надо эти тренды обязательно выдерживать и идти в ногу со временем для того, чтобы добиться максимального эффекта для нас, для экономики регионов и прежде всего для туристов, которые к нам будут приезжать и получать максимальные удовлетворения и самые лучшие впечатления.