Медицинский туризм в России — явление перспективное и потенциально прибыльное,
В чём соль
Анастасия Перкова, aif.ru: Турагентства все чаще предлагают людям не просто отдых, а «полезный отдых» — медицинский и оздоровительный. Почему этот формат стал популярен и в чем соль такого отпуска?
Сангаджи Тарбаев: Люди зачастую не планируют брать отпуск именно ради лечения, но готовы посвятить законные две недели санаторно-курортному отдыху. Он должен настраивать на позитив — отпуск есть отпуск, а лечение — это лечение. Оздоровление должно зарядить силами и подарить позитивный настрой. А лечение — это часто не самые приятные манипуляции, без которых, тем не менее, обойтись нельзя. Для них больше подойдет «больничный». После праздников это особенно актуально, да и зимой, в принципе, востребованно. Хотя мы видим, что с каждым годом «сезонность» становится не так важна, если речь идет о здоровье. В частности, после коронавируса люди начали заранее задумываться об укреплении своего здоровья. А восстановление после такой болезни еще раз подтолкнуло отрасль. Строго говоря, медицинский и оздоровительный туризм — это разные вещи. В одном случае целью путешествия является решение какой-то конкретной проблемы, например, «медицинская поездка» — это проведение операции или прохождение комплексного лечения. А оздоровление — это про поддержание здоровья.
— В Советском Союзе были «здравницы», в которых можно было не только отдохнуть, но и поправить здоровье. Есть ли сейчас популярные места отдыха в России, которые можно смело назвать преемниками этой отрасли?
— Регионы-лидеры у нас есть, это Кавказские минеральные воды и Кавказ в целом. Санаторно-курортная база там сформирована, заполняемость очень высокая, даже в межсезонье. На период новогодних праздников было забронировано более 90% номерного фонда. Это высокий показатель. И, что важно, в этой сфере наконец-то появилась конкуренция. С ними активно соперничают санатории Краснодарского края, Алтая, Подмосковья, Калининградской и Ленинградской областей и Карелии.
Лучше заграницы
— Раньше бытовало мнение, что россияне предпочитают подтягивать здоровье за рубежом. А сейчас мы видим, что иностранные туристы все чаще выбирают наши курорты, чтобы оздоровиться. Кто едет лечиться в Россию и чем «медицинские туристы» руководствуются в своем выборе?
— Медицинский туризм — это целенаправленный поток туристов, целью поездки которых является лечение или курс реабилитации на территории России. Эта сфера, хотя и набирает популярность, но все еще нуждается в разработке, поддержке и продвижении. Нам объективно есть что поставить на экспорт — наши нейрохирургия, офтальмология, сердечно-сосудистая хирургия, лечение детской и взрослой онкологии, гинекология, ортопедия и диагностика пользуются заслуженным уважением и признанием. Одной из самых популярных услуг в России является чек-ап — полная проверка состояния здоровья. Есть тенденция, задаваемая туристами из КНР, — к нам охотно приезжают за проведением процедуры эко. Наша задача — сделать российские медицинские услуги брендом, широко известным во всем мире. Я вижу перспективы медицинского туризма именно в свете въездного туризма.
Куда податься
— В настоящее время в судебных инстанциях рассматривается иск Генпрокуратуры об обращении в доход государства санаторно-курортных учреждений, принадлежавших ранее Федерации независимых профсоюзов России. В связи с чем возникает теоретический вопрос — сочетаются ли в идеальном мире санаторно-курортное лечение, частная собственность и частный бизнес, либо качество предоставляемых услуг может быть гарантировано только при условии госсобственности?
— Я бы не стал рассматриваемый иск Генпрокуратуры увязывать с решением туриста обращаться за санитарно-курортным лечением в объекты строго определенной формы собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Законодательных ограничений для осуществления санаторно-курортного лечения как осуществления предпринимательской деятельности нет, а значит, не в идеальном, а в реальном мире санаторно-курортное лечение, частная собственность и частный бизнес вполне могут сочетаться. Например, на сайте Минздрава вывешен перечень санаторно-курортных учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
— Можно ли сказать, что люди больше предпочитают: частные или государственные санатории?
— У нас есть частные клиники и санатории, куда люди приезжают год за годом за оздоровлением, есть государственные заведения и сформированные циклы лечения, у которых имеются свои поклонники. По большому счету, «сарафанное радио» как способ рекламы в данном случае работает быстрее и лучше всех остальных инструментов — в каком объекте отдых и лечение понравились, туда люди и едут. Поэтому четко сказать — любят больше то или это — невозможно и не совсем корректно. Выбирают то место, где помогли и понравился сервис.
Везде есть «Но»
— Если говорить о существующей сети санаторно-курортных учреждений, то велика ли инфраструктурная проблема?
— Можно возводить любые объекты, гостиницы, хостелы, отели, больницы, клиники, но главной составляющей успеха остается подводка и создание инфраструктуры. Если мы обратимся к Стратегии развития санаторно-курортного комплекса России, то увидим, что степень изношенности объектов фонда является серьезной проблемой. Считаю, что к решению этой проблемы нужно подходить комплексно, не пытаясь «латать дыры», надо создавать современную базу санаторно-курортного отдыха. Кроме того, считаю, что созданием так называемой «тяжелой инфраструктуры» — дорогами, портами и аэропортами, коммуникациями, укреплением береговой линии — должно заниматься государство.
— В Государственном реестре курортного фонда России со следующей осени должны будут размещаться медицинские заключения, подтверждающие лечебные свойства минеральных вод и других природных лекарств. Это шаг по установке регулирования и модернизации отрасли?
— Российские курорты располагают практически всеми известными в мире видами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных природных ресурсов. Внесение этой информации в Государственный реестр курортного фонда позволит решить ряд задач: во-первых, у туриста и его лечащего врача появится возможность ориентироваться на карте санитарно-курортных объектов и выбирать оптимальные варианты лечения и оздоровления еще до начала поездки. Во-вторых, это позволит выработать выверенную госполитику по развитию курортов, в частности, сохранять и даже наращивать потенциал в условиях глобальной конкуренции за туриста. В-третьих, это позволит привлекать бизнес для решения проблем, с которыми сталкивается сегодня индустрия санаторно-курортного комплекса. Частный бизнес довольно активно участвует в сфере курортного оздоровления, так как опыт показал, что проблемы развития отрасли без участия предпринимателей решаются не так эффективно. В вопросах регулирования и развития туристических объектов вариант государственно-частного партнерства оказывается оптимальным.