19 апреля в федеральном пресс-центре «АиФ» состоялась пресс-конференция Оргкомитета проекта «Отдыхай, будь здоров!». Три общественных совета федеральных ведомств — Роспироднадзора, Роспотребнадзора и Ростуризма — инициировали этот проект, суть которого заключается в добровольном аудите отелей, санаториев и других мест размещения туристов на предмет экологической и эпидемиологической безопасности.
Два этапа проекта
Проект будет состоять из двух этапов. В апреле будет сделана выборка из 1000 отелей и санаториев по всей стране, которым будет предложено заполнить анкету на тему экологической и эпидемиологической безопасности. В анкету на специальном сайте нужно загрузить сканы документов и фотографии по различным критериям, отобранным в соответствии с действующим законодательством. Всего в анкете 20 вопросов, в том числе такие:
— Дезинфекция систем кондиционирования и вентиляции. Сканы или фотокопии договора, актов отбора проб, протоколов исследования.
— Обращение с СИЗ (средствами индивидуальной защиты — масками, перчатками). Фото — контейнеры для сбора и утилизации СИЗ, обеззараживающие комплекты на входах в отель, входах в столовую, кафе или ресторан.
— Раздельный сбор бытовых отходов. Фото и сканы — документы, подтверждающие раздельный сбор и вывоз бытовых отходов, наличие оборудованных контейнерных площадок (должно быть минимум два контейнера).
По итогам анкетирования первой тысячи отелей и санаториев общественные советы федеральных ведомств проведут анализ полученных результатов: сколько объектов размещения откликнулось на данную инициативу, насколько качественно заполнены анкеты, какие рекомендации нужно дать отелям, которые приняли участие в первом этапе проекта. Отелям, которые перед летним сезоном подтвердят все 20 пунктов анкеты, будет вручен специальный знак RU TRAVEL PRO — ECO от Всероссийского объединения туристов. Это станет своеобразным знаком качества обслуживания туристов с точки зрения экологической и эпидемиологической безопасности. Тем же отелям, которые в чем-то ошибаются, что-то делают не так, эксперты проекта готовы дать подробные рекомендации о том, как достичь идеала.
На втором этапе проект планируется развернуть в масштабах всей страны и сделать ежегодным. Аудит будет абсолютно бесплатным и добровольным.
Мнения инициаторов и экспертов о проекте
Руководитель проекта, глава Национального центра экологической и эпидемиологической безопасности, член Общественного совета Росприроднадзора Владислав Жуков на пресс-конференции выразил надежду на то, что предложенная инициатива вызовет живой отклик у объектов размещения и даст возможность всей туристической отрасли сделать еще один шаг к повышению качества услуг. «В этом году мы столкнулись с двумя беспрецедентными вещами. Высокий уровень эпидемиологической угрозы в связи с пандемией коронавируса наложился на огромный поток туристов, которые будут отдыхать в России. Практически все страны, где раньше отдыхали наши граждане, закрыты. Соответственно, вся нагрузка по обслуживанию турпотока ляжет на российские курорты. И не только курорты. Власти многих регионов уже заявляют прогнозы о миллионах людей, планирующих турпоездки по России. И в этом случае отели и другие средства размещения должны быть готовы к дополнительной и экологической, и эпидемиологической нагрузке. При этом мы понимаем, что сил и средств у надзорных органов не хватит, чтобы проверить абсолютно всё, поэтому нужно к аудиту привлекать самих отельеров. Конечно, это ни в коем случае не заменит полноценный государственный надзор, однако выведет отели на более высокий уровень сервиса, особенно с точки зрения безопасности туристов».
Пётр Шелищ, председатель Союза потребителей России, поддержал коллегу: «Я считаю, что инициаторам проекта сейчас принципиально важно, определяя алгоритм действий, предусмотреть опору на закон о государственном контроле, принятый в прошлом году, в котором предусмотрены такие революционные формы контроля, как самообследование. Там есть статьи и о самообследовании, и о признании независимой оценки. Инициатива, которая была изложена Владиславом Жуковым, может быть чрезвычайно интересна не только как инструмент конкуренции между местами размещения туристов, но и как очень важный элемент демпфера в отношениях предпринимателей в этой сфере бизнеса и органов госнадзора. Мы обсуждали этот вопрос с Александром Витальевичем Мельцером, главой Общественного совета Роспотребнадзора, который сам является доктором медицинских наук, проректором Медицинской академии им. Мечникова, одним из ведущих специалистов в санитарной сфере. И у нас с ним такая общая позиция: самое простое, с чего нужно начинать местам размещения туристов для завоевания доверия потребителей и соответствующего отношения надзорных органов, — это заключить договоры с аккредитованными в Росаккредитации лабораториями, которые специализируются на анализе так называемых смывов с разных поверхностей. В этом случае сами отели могут с помощью лабораторий делать анализы с определенной периодичностью и публиковать их результаты на своих сайтах на предмет наличия вирусов, микробов и так далее. И, должен отметить, вероятность каких-то внезапных проверок от надзорных органов станет для этих предприятий очень невысокой. И туристы будут защищены, и предпринимателям станет работать проще».
Много вопросов на пресс-конференции было задано
Дмитрию Куршину, председателю Союза производителей дезинфицирующих средств, генеральному директору компании «ИНТЕРСЭН-плюс». «В сфере туриндустрии мы работаем очень давно, и должен отметить, что в целом ситуация нормальная. Отели и санатории обеспечены дезинфицирующими средствами, проводят соответствующие мероприятия по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил. За последний год ситуация с дезинфекцией под влиянием пандемии улучшилась в разы. Спрос на дезсредства увеличился многократно, но возросли и сложности. В первую очередь это вопрос правильной организации дезинфекционных мероприятий на местах и соблюдения новых санитарных правил. Во-вторых, при повышении спроса всегда находятся недобросовестные производители, на рынке появилось большое количество некачественной продукции, как правило, это антисептики, зарегистрированные как парфюмерно-косметические средства. Проверить соответствие содержимого флакона антисептика тому, что написано на этикетке, потребителю сложно. По нашим оценкам, 70% антисептиков на рынке не соответствуют заявленным характеристикам. Помочь отелям сделать правильный выбор, подготовить расчеты потребности дезсредств — это те задачи, которые мы помогаем решить». На вопрос о том, насколько большим для бизнеса может быть удорожание услуг при соблюдении всех мер защиты, Дмитрий Куршин ответил: «Уборка делалась и до пандемии. Но если раньше для этого использовались моющие средства, то сейчас нужен дезинфицирующий раствор, причем с вирулицидной активностью. Это незначительно увеличит расходы отеля, зато туристы будут в безопасности, а отель получит максимальное доверие потенциальных клиентов».
Дмитрий Давыденко, глава Всероссийского объединения туристов и председатель Общественного совета Ростуризма, также дистанционно прокомментировал участие в проекте: «Мы с „АиФ“ давно сотрудничаем по программе RU TRAVEL PRO, это еще один этап. Посмотрим, как российские отели и санатории откликнутся на эту инициативу с точки зрения экологической и эпидемиологической безопасности. Форма добровольного аудита самая корректная и актуальная в настоящее время. К концу апреля будут первые результаты, проведем общественные советы трех ведомств по первым итогам, и можно будет делать какие-то предварительные выводы и принимать дальнейшие решения».