Кража невест, пироги, смерть Wi-Fi. Вы в Северной Осетии, если…

Вы всерьёз задумываетесь – почему же вы не приезжали сюда раньше?! © / Георгий Зотов / АиФ

Обозреватель «АиФ» отметил 10 пунктов, позволяющих определить: вы оказались именно в этой республике российского Северного Кавказа.

   
   

1. К вам все обращаются на «ты». От старика до юноши. Дело в том, что во всех диалектах осетинского языка нет слова «вы», и это правило автоматически переходит к беседам на русском. В магазине подбегает продавец и радостно интересуется: «Уважаемый, тебе что-то подсказать?» Водитель такси любопытствует: «Ты у нас в первый раз?» Говорят, тут борются с тем, что ученик пятого класса может попросить пожилого учителя: «Слушай, отпусти меня, пожалуйста, с урока!» Помогает ли, не знаю. Это Кавказ. Даже начальство называют на «ты», хоть и по имени-отчеству: «Казбек Маирбекович, ты у нас такой молодец!» К исходу первого дня проникаешься местной атмосферой и сам начинаешь говорить всем «ты». Отвыкнуть от этого стиля в Москве будет сложно.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

2. Вас многие именуют «красавчик». По слухам, сие слово стало дико популярным на Кавказе с лёгкой руки чеченского главы Рамзана Кадырова, но истинное его происхождение отследить сложно. «Красавчик» вовсе не отражает восторг по поводу вашей внешности, скорее это оценка различных этапов деятельности. Хорошо водите машину — удостоитесь эпитета «ай, красавчик!». Запросто выпьете залпом рог вина — «красавчик» аналогично. Лучше всех станцуете лезгинку (а после рога вина такое, в общем, не редкость) — ну «красавчик» сто процентов. А уж если расправитесь с солидной порцией шашлыка — «красавчик» однозначно.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

3. Через пару дней вы начинаете разбираться в пирогах. Дело в том, что осетинские пироги — совершенно отдельная песня, даже религия. Об этой разновидности выпечки упоминается в древней мифологии Северного Кавказа — Нартском эпосе, датированном VII веком до нашей эры. На любое праздничное застолье в Осетии подают именно три пирога: как и с цветами в букете, подают чётное или нечётное число. Если осетин просит испечь два пирога, все сразу понимают: у него дома кто-то умер. Перед тем как вкусить мучные изделия, над ними обязательно прочитают молитву. Самые популярные в Осетии пироги — цахараджин (со свекольной ботвой и сыром), фыдджин (с рубленой говядиной), и давонджин (с листьями черемши). Пицца по этой причине в Северной Осетии презираема, несколько пиццерий известных брендов уже закрылись: кому нужна итальянская «лепёшка», если все дружно едят сочные пироги? Кстати, в настоящем пироге должно быть 700 грамм начинки и лишь 300 грамм теста: если последнего чуть больше, хозяйка автоматически считается нерадивой и хором осуждается.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

4. Вы только и делаете, что едите. Помимо собственно пирогов, местная кухня предлагает вам «осетинское фондю», дзыкку, — расплавленный сыр со специями (иногда с добавлением кукурузной муки): варится в кастрюле с полчаса, а затем его подают и намазывают на хлеб. Дзыкку ранее использовали в обрядах плодородия и подносили в дар местному божеству Фалваре. Шашлык в осетинском варианте, как правило, жарится на мангале сочными крупными кусками. Основное мясо на шампурах республики (да и везде на Кавказе) — баранина, но едят и свинину, так как подавляющее большинство осетин — христиане. В Средневековье основными продуктами питания в Осетии были «молочка», хлеб и сыр. Мясо кушали по праздникам, а скот использовали как «валюту»: меняли на дома, земельные участки и так далее. Помимо пирогов, шашлыка, сыра и дзыкки, уважаем также кадур, фасолевый суп с копчёностями. Его принято есть очень холодной зимой.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

5. Вы обнаруживаете, что Северная Осетия насчёт вина — это вовсе не Грузия. Казалось бы, до грузинской границы всего 37 километров, но нет, цинандали и хванчкару здесь не производят. Виноград (в отличие от Южной Осетии) тут никогда серьёзно не возделывали: первые попытки (пусть и успешные) местные фермеры начали только сейчас, и лоза понемногу приживается. Домашнее вино, конечно, есть всюду, но оно делается из привозного винограда, купленного на рынке. Для увеселения народ пьёт араку, местный сорокаградусный напиток, выгнанный из солода и кукурузы: по вкусу — точь-в-точь американский виски-бурбон. Также существует культ осетинского пива. Это нечто вроде нашего кваса, только в хмельном варианте. Правда, стоит вспомнить, что и вне гор Кавказа квас стал безалкогольным напитком только в XIX веке. До этого им так упивались в России на празднествах, что мама не скучай.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

6. Вы осознаёте: по уровню гостеприимства Северная Осетия ещё лучше, чем Грузия. К гостю относятся с уважением и любовью. В республике существует 49 тостов, которые следует произнести на классическом осетинском застолье: за еду, дарованную небесными силами, за ваших родителей, за дружбу, за счастье. Утверждают, что опытные осетины (особенно пожилые) выдерживают набор тостов по три круга. Осетинская свадьба — это в принципе отдельный разговор: кто её переживает, те до старости живут. Обычно гостей приходит от 300 до 1 000 человек и делают два разных застолья: сначала — для родителей и друзей жениха, после — то же самое для окружения невесты. Считается, что любого человека, постучавшегося в твой дом (в том числе просто желающего спросить дорогу), следует накормить. И осетины успешно традиции соблюдают: гостеприимство у них в крови, особенно по отношению к русскому народу.

   
   
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

7. Вы слегка ощущаете аромат фильма «Кавказская пленница». Для брака молодых людей в республике желательно благословение родителей. Обычно его получают (это скорее формальность, чем строгий закон), но, если семья девушки вдруг воспротивится браку (жених покажется несерьёзным или глупым), даму сажают под «домашний арест», ведь после отказа влюблённый джигит с кунаками может и украсть невесту. В общем-то, похищение невест в Северной Осетии уже по большей части — шоу и сказочный фольклор, хотя иногда такие вещи всё же случаются. После кражи девицы строптивые папа и мама соглашаются на брак с «недостойным женихом», но отношения между семьями становятся напряжёнными. Посему невест крадут редко. Во-первых, сейчас не XIX век. Во-вторых, их охраняют. В-третьих, неохота ссориться с будущей роднёй.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

8. Вы открываете рот, наблюдая потрясающие виды в горах. В Северной Осетии забываешь про Альпы или Пиренеи: горные пейзажи рвут на части, особенно в Национальном парке «Алания», куда можно добраться из Владикавказа за пару часов на машине. Там и потрясающие горные ущелья, и водопады (как общеизвестные «Три сестры»), и каменные сторожевые башни, откуда в Средневековье деревенское ополчение высматривало отряды разбойников. Старинные каменные селения по большей части уже давно покинуты (жизнь в горах сложна), но в некоторых по-прежнему живут люди, хоть там еле-еле ловит телефонная связь и давным-давно помер Wi-Fi. На высоте 3 000 метров можно встретить чабана, который пасёт стадо яков (я не шучу) в тысячу голов, вывезенных с гор Алтая. Вам покажется, что вы не в России, но вы все-таки в ней.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

9. Вы всюду слышите прекрасный и грамотный русский язык. Во Владикавказе практически все осетины говорят словно уроженцы Москвы или Санкт-Петербурга, даже маленькие дети в сёлах тараторят друг с другом по-русски. Акцент тоже встречается, но в основном у жителей небольших деревень или городков. В ходу много русских имён (Игорь, Сергей, Вячеслав), в разговорах с удовольствием цитируют классическую русскую литературу. Владикавказцы с гордостью покажут вам дом, где в 1920-1921 гг. жил писатель Михаил Булгаков. На стене нарисована классическая компания: Воланд, Коровьев и кот Бегемот.

10. Вы всерьёз задумываетесь: почему же вы не приезжали сюда раньше?! 

Фото: АиФ/ Георгий Зотов