Козырной туф. Подземные города Каппадокии были убежищем первых христиан

Разрушенный экстерьер пещеры Темной церкви в Музее под открытым небом в долине Гереме. © / Shutterstock.com

Турецкая Каппадокия – не очень известный российскому туристу регион, его посещают обычно «за компанию», выезжая туда из Стамбула или Антальи.

   
   

И напрасно. Каппадокия с историей России и православия связана очень тесно.

Дети подземелья

По сути, православие родилось именно в Каппадокии, которая уже в III в. стала одним из центров христианства. Два друга-каппадокийца, Василий и Григорий, в компании с ещё одним уроженцем этой области, Григорием Нисским, заложили основы православной традиции.

К этому были все предпосылки – и природного, и идеологического характера. Для начала самым первым римским военным, уверовавшим в Христа, был сотник Лонгин – тот самый, копьё которого пронзило тело распятого Иисуса. Он бросил службу и отправился с проповедью к себе на родину – в Каппадокию, где и принял мученическую смерть. Согласно преданию, Лонгин чуть ли не сам сдался римским солдатам, желая пострадать за Христа.

Те же христиане, что желали скрыться от преследований Рима, быстро поняли, что лучшего места, чем Каппадокия, не найти.

Долина реки к северу от Учхисара. Хорошо заметна слоистость расположения горных пород. Фото: Commons.wikimedia.org/ shakko

Считается, что первые руко­творные пещерные поселения появились в этой области на рубеже II–I тысячелетий до н. э. А в XVIII в. до н. э. там уже существовали достаточно крупные подземные города. Это был ответ местного населения на геополитический вызов. В других областях, через которые постоянно прокатывались войны и нашествия, люди строили городища-убежища. А в безлесной Каппадокии их выкапывали в вулканическом туфе – породе, которая легко поддаётся обработке, но на воздухе твердеет. Наземное укрепление можно осадить и взять. С подземным такой номер не пройдёт. Особенно в Каппадокии, где научились мастерски маскировать световые и воздуховодные шахты, а двери заваливать гигантскими каменными жерновами, откатить которые можно лишь изнутри. По­скольку подземные поселения в мирное время служили складами продовольствия, взять их измором тоже не получалось.

Вид крепости Учхисар (тур.)рус., выдолбленной в скале (обитаема в византийский и османский периоды) Фото: Commons.wikimedia.org

Твердыня в море хаоса

Поэтому когда римские власти затеяли гонения на христиан, многие из гонимых сообразили: в этих вулканических пейзажах горной страны можно найти укрытие. Неудивительно, что из области, где христианская мысль развивалась особенно интенсивно, вышли такие люди, как Василий Великий и Григорий Богослов. И вышли в то время, когда бушевали великие мировоззренческие потрясения. Это только кажется, что после того, как император Константин Великий своим Миланским эдиктом 313 г. признал свободу вероисповедания, христианство быстро стало господствующей религией. В реальности на просторах бескрайней империи царил настоящий идеологический хаос.

   
   
Фрагмент фрески в церкви Йиланли, на высеченной в скале церкви долины Ихлара. Фото: Shutterstock.com

Василий и Григорий были почти ровесниками. Первый родился в 330 г., второй – в 329 г. Оба получили превосходное образование в Афинах. Василий был правоведом и знатоком медицины. Григорий специализировался на риторике и философии. А чтобы понять уровень афинского образования и одновременно степень шаткости тогдашнего христианства, достаточно знать, что там же одновременно с Григорием Нисским, третьим из «великих каппадокийцев», проходил обучение будущий император Юлиан, прозванный Отступником за попытку возродить язычество.

Так что православие утверждалось людьми высочайшей пробы. Блестяще образованные, обладающие нерядовыми способностями организаторов, умеющие убеждать и вести за собой – такими были «великие отцы-каппадокийцы», родившиеся в «глухой провинции», которая стала центром рождения нашей цивилизации.

Равноапостольный Григорий Просветитель, крестивший Армению, происходил из Каппадокии. Мозаика в Константинополе. Фото: Commons.wikimedia.org/ G.dallorto

Кстати

Земля современной Турции вообще богата на места, связанные с христианскими святынями. Так, в III–IV вв. на территории нынешней Антальи, в провинции Ликия, жил и проповедовал св. Николай Чудотворец, один из самых почитаемых святых. На Руси он всегда считался покровителем странствующих и путешествующих, а также сирот и вообще детей. Соб­ственно, Николай Угодник и стал прообразом «Рождественского Старика», который дарит подарки – а отсюда и до нашего Деда Мороза рукой подать.

В чём там русский интерес?

У русского человека интерес к Каппадокии должен быть высоким. Кто изображён на гербе столицы России? Правильно, Георгий Победоносец. А вот то, что он был уроженцем Каппадокии, знают немногие. 

Тем же, кто интересуется историей российского флота, известна коллизия, связывающая горы и ущелья Каппадокии с военно-морской стихией. Именно она стала одной из первых римских провинций, просвещённых апостолами Петром, Павлом и Андреем Первозванным. В рейтинге популярности названий русских кораблей имя «Три Святителя» занимает почётное место. Корабли назывались так в честь церковного праздника Собор вселенских учителей и святителей, который посвящён памяти отцов-каппадокийцев Василия Великого и Григория Богослова, а также константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста. Их считали подобными Святой Троице, поскольку именно они утвердили и проповедовали верное учение о ней. По большому счёту, эти трое современников, живших в IV–V вв., и есть изначальное лицо православия. В эпоху великого раскола 1054 г., разделившего единую некогда церковь на православных и католиков, непочитание Трёх Святителей и неприятие их учения было одним из самых тяжких обвинений в адрес папского Рима. На авторитет Трёх Святителей русские иерархи ссылались и в 1439 г., когда московскому князю Василию II пытались навязать Флорентийскую унию, ставившую православие в зависимость от «латинян», а Русь – от Запада. Словом, Три Святителя – это православное вероучение как таковое.