Как не попасть на мошенников при покупке турпутевки?

Категория:  Права потребителей
Ответ эксперта

Летом число желающих отдохнуть увеличивается, и мошенники стараются в это время заработать на расслабившихся в ожидании отпуска туристах по максимуму, предлагая им липовые туры и навязывая ненужные дополнительные услуги. Достаточно часто отдыхающим приходится сталкиваться с тем, что на одно место в гостинице продано несколько турпутевок. Не редки и ситуации, когда за выбранный ранее вариант отдыха приходится еще доплачивать значительную сумму. Роспотребнадзор постоянно проводит плановые проверки на рынке туристических услуг и своевременно реагирует на жалобы потребителей. По словам главы ведомства Анны Поповой, в 2017 году ведомство получило 3700 жалоб на оказание туристических услуг, а в 2018 году их число выросло до 5000.

   
   

«Я не думаю, что кто-то стал работать хуже. Просто информация стала доступнее. Мы активно работаем в этом направлении. У нас есть специальный сайт, есть консультационные пункты практически в каждом населенном пункте и в столице. Также у нас работает „горячая линия“, и любой потребитель может обратиться на нее, если его что-то не устраивает», — говорит Попова.

По словам главы Роспотребнадзора, потребитель может жаловаться на любые туристические услуги, которые были предоставлены не должным образом — не тот класс отеля, не то питание, не тот рейс самолета и т.д.

На что нужно обращать внимание при покупке путевки?

Всегда нужно очень внимательно изучать договор, который вам предлагают заключить, говорит Попова. «Нужно внимательно прочитать и изучить, что вам предлагает и обещает туроператор. Есть такие случаи, когда в договоре крупным шрифтом написано одно, а мелким — другое. Это неправильно, но такие случаи бывают. Есть договоры, которые написаны на многих страницах очень мелко, а человек говорит, что ему некогда читать, он уезжает в отпуск, горящая путевка и т.д. Но читать все равно нужно все. Может оказаться, что там обнаружатся вещи, которых вы совершенно не ожидаете. Например, туроператор в середине договора может указать, что он оставляет за собой право все поменять, и все, что вы прочитали до или после окажется совершенно бессмысленным», — объясняет Попова.

Кроме этого, по словам главы Роспотребнадзора, у туриста всегда должны быть на руках билеты туда и обратно. Их он должен получить еще до отъезда. Туроператор также не имеет права навязывать потребителю дополнительные услуги вроде обязательной страховки от невыезда. В пакет может быть включена только обязательная страховка жизни и здоровья.

«Страховка жизни и здоровья — да, а все остальное — это на ваше усмотрение. Если вы хотите страховаться от невыезда, то вы страхуетесь. Вы должны сами оценить риски, но обязать вас покупать то, что вы не считаете нужным и не предполагали покупать, нельзя. Также внимательно смотрите на количество дней. Если вы хотите остановиться в отеле на три дня, а вам говорят, что возможно только на пять и не меньше, то в этом тоже может быть лукавство. В договор должно быть включено только то, что вам положено по закону. Там не должно быть ничего лишнего», — говорит Попова.

Как проверить турфирму на надежность?

Подписывая договор, полезно обратить внимание на пункт об ответственности туроператора или агентства за некачественный сервис. Не спешите сразу оплачивать интересное предложение, которое на самом деле может оказаться приманкой фирмы-однодневки. Найдите время проверить, сколько стоят подобные предложения у других, а также не поленитесь выяснить, насколько надежной является компания, в которую вы обратились.

   
   

Сегодня все фирмы, которые работают на российском рынке туристических услуг, должны быть включены в Единый государственный реестр, а на самой путевке обязательно должен быть указан туроператор, предоставивший вам туристические услуги. 

Также следует учитывать, что в соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» каждая турфирма, работающая в сфере выездного туризма, обязана иметь фонд персональной ответственности туроператора. Финансовое обеспечение ответственности туроператора должно быть представлено в Ростуризм в срок не позднее 1 июля 2019 года. В противном случае туроператору грозит исключение из реестра.

Надлежащее финансовое обеспечение считается своеобразной гарантией для туриста, что понесенный вследствие действий туроператора ущерб будет возмещен. Еще два года назад всех отечественных туроператоров обязали создать фонды персональной ответственности, которые должны работать как дополнительная страховка для туристов. Если туроператор обанкротится или приостановит деятельность, то туристы благодаря такому фонду не пострадают.