Иранский рецепт. Как авиакомпании из ОАЭ вернули оплату российскими картами

Три авиакомпании из ОАЭ: Air Arabia, Fly Dubai и Emirates — нашли способ принимать безналичные платежи с использованием российских банковских карт. Раньше купить их билеты с онлайн или безналичной оплатой можно было только у агентов или компаний-агрегаторов.

   
   

Ранее Visa, Mastercard и другие платежные системы прекратили обслуживать карты клиентов российских банков, из-за этого купить билеты непосредственно у иностранных перевозчиков по нашим карточкам стало невозможно. Они остались доступны у посредников, «прописанных в России», но для тех, кто привык бронировать свои перелеты напрямую, этот путь оказался не слишком удобен, рассказал источник в авиаотрасли на условиях анонимности.

«По-сути, это способ обхода санкций, поэтому я не могу его комментировать от своего имени, похожие методы уже использовал Иран, много лет находящийся под международными ограничениями, — сказал собеседник “АиФ”. — Речь не идет о безналичной оплате напрямую иностранной авиакомпании — эта транзакция по-прежнему невозможна из-за санкций. Вместо этого пассажирам предлагают перевести деньги некоему посреднику, для чего на сайте авиакомпании будет сформирован QR-код, в который зашиты реквизиты такой “прокладки”. Затем эта структура переправит платеж перевозчику, и тот выпишет билет».

Цена включения «прокладки» в процедуру покупки — от 1,5 тыс. рублей до 6% стоимости билета, отмечает источник. Эта сумма вряд ли будет существенна для того, кто берет кресло в бизнес-классе, зато может быть весьма ощутима для пассажиров эконом-класса. 

Исторически соотношение билетов, купленных напрямую у авиакомпании и у посредников, было примерно 50% на 50%. После введения санкций на платежи картами российских банков крен сместился в сторону агентских продаж. Покупать напрямую продолжили обладатели карт иностранных банков. С введением нового инструмента перевозчики надеются вернуть прежнее соотношение каналов реализации.

«Возможность купить билет как бы напрямую, но с оплатой посреднику через QR-код, скорее всего, подойдет, скажем так, эстетам, которым важен факт того, что они все делают непосредственно на сайте авиакомпании, — продолжил источник. — Для всех остальных это просто еще один вариант покупки. С точки зрения надежности он ничем не отличается от приобретения билета у агрегатора или в агентстве. А из-за дополнительной комиссии, которую авиакомпания попросит за услуги посредника, выгода в деньгах от прямого приобретения может исчезнуть».

Подобные схемы чуть ранее запустили и другие менее крупные авиакомпании, добавил собеседник «АиФ». Они показали свою работоспособность, после чего и более солидные перевозчики решили их взять на вооружение.