Ростуризм обратился к главам всех субъектов РФ с просьбой оказать финансовую поддержку и предоставить льготы региональному туризму. Потянут ли регионы, которые сейчас изо всех сил стараются разгрести проблемы, вызванные эпидемией коронавируса, ещё и такую нагрузку?
Как отмечается в письме, подписанном главой Ростуризма Зариной Догузовой, падение оборота сферы туризма достигло 95-100%, а объем недополученных доходов уже превысил 1,5 трлн руб. При негативном сценарии потеря работы грозит до 2,5 млн занятых в отрасли, поэтому первоочередной задачей должно стать сохранение высокопрофессиональных кадров и инфраструктурного базиса отрасли. В ведомстве видят выход в предоставлении региональной поддержки (прямого финансирования, налоговых и неналоговых льгот, других форм помощи) компаниям, работающим в турбизнесе, инвесторам и инициаторам новых проектов.
Ростуризм настаивает, что ежегодно отрасль вносила свой вклад в объем национального экспорта примерно в размере $1,5 млрд и сейчас её надо спасать. Например, сделав упор на внутренний туризм. Идея отличная, но восторга в регионах она не вызывает. Во-первых, учитывая сегодняшние колоссальные траты на медицину и попытки хоть как-то затормозить крах малого и среднего бизнеса, который исправно кормил казну субъектов, губернаторам и мэрам просто непонятно, где они должны наскрести денег ещё и на спасение туриндустрии. А во-вторых, у экспертов есть большие сомнения в том, что народ после снятия ограничительных мер массово кинется колесить по стране.
— Можно поблагодарить Ростуризм за смелость при обнародовании такого прогноза, показывающего, чем может грозить этой отрасли нынешняя ситуация. В нашей политической системе чиновники редко говорят как есть, без прикрас. Однако предложения по выходу из этой ситуации вызывают у меня вопросы.
Я хочу напомнить, что делается на федеральном уровне для спасения туротрасли. Во-первых, она внесена в список отраслей экономики, наиболее пострадавших от коронавируса. Значит, на нее распространяются все меры поддержки предприятий, которые разрабатывает сейчас правительство страны. Но я уже неоднократно говорил, что меры эти недостаточны и в основном предполагают отсрочки по различным платежам, которые не столько спасают предприятия, сколько переносят их смерть на более поздний период.
Также на днях в Госдуме был рассмотрен законопроект, который в том числе дает правительству право разрешить турагентствам не возвращать туристам деньги, а предоставлять им путевку в другое время. Сомнительная мера, которая, может, частично и спасает предприятия туриндустрии, но при этом серьезно бьет по правам граждан.
Вместе с тем мало что делается для самой пострадавшей части туриндустрии: гостиниц, гостевых домов, турбаз и так далее. Это не крупные промышленные гиганты и банки, которые в помощи особо не нуждаются, но при этом наше правительство спасает их в первую очередь. Это те предприятия, которые зачастую кормят десятки тысяч семей в небольших городках и поселках. Там, где потеря работы — это социальная катастрофа, потому что найти новую практически невозможно.
В этом плане предложения Ростуризма выглядят, мягко говоря, неубедительно. Ведомство пытается переложить ответственность на регионы. Но регионы сейчас обескровлены десятилетием политики федерального центра, в результате которой у них изъяты все налоговые доходы, какие только возможно. Любой регион сейчас, чтобы помочь малому и среднему бизнесу, вынужден будет резать расходы либо на социальную инфраструктуру (прощайте, школы, детсады и ФАПы), либо на региональные льготы, лишая поддержки нуждающихся.
При этом у федерального центра есть 12 трлн рублей резервов в Фонде национального благосостояния. Из них за апрель было потрачено всего полтриллиона! Когда мы каждый день теряли по тысяче ИП, без работы оставались по 20 тысяч человек, люди криком кричали о помощи, правительство продолжало сидеть на триллионах, предлагая никому не нужные косметические меры поддержки. Предложение Ростуризма — это сохранение той же логики: пусть полунищие регионы спасают туротрасль и 2,5 млн рабочих мест, а мы пока продолжим экономить нажитые «непосильным трудом» (а на самом деле — случайными доходами от нефти) бюджетные деньги.
Вот только когда туристическая и другие отрасли окончательно рухнут, боюсь, средств ФНБ уже не хватит, чтобы спасти экономику страны. Помощь должна быть своевременной. А время стремительно уходит.