Добрые соседи. Как Турция планирует привлекать российских туристов

На саммите выступили представители туристического политического истеблишмента и бизнес-кругов — вице-премьер Турции Мехмет Шимшек, Генеральный координатор Global Connection Онур Тайшу и его заместитель Исмаил Бурханоглу, Президент Ассамблеи Экспортеров Турции Мехмет Бююкекши, Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму РФ Cергей Марков, мэр Антальи Мендерес Тюрель, Президент Средиземноморской туристической ассоциации отельеров и менеджеров отелей АКТОВ Эркан Ягджи и другие. Как отметили участники, этот посткризисный год для местного туризма был крайне важен — регион посетило более 4 млн 600 тысяч гостей. «2016 год был очень сложным для всех нас и поэтому мы особенно ценим успех 2017 года. Мы стремимся к тому, чтобы у нас было не меньше 10 млн гостей из России в год!» — подчеркнул в своей речи Эркан Ягджи.

   
   

«Турецко-Российский медиафорум — это мероприятие, которое даёт возможность журналистам увидеть, как изменилась Турция, как она живёт сейчас, узнать какие у неё планы. Это позволит им представлять своим читателям достоверную информацию, проверенную лично — и в итоге положительно скажется на взаимоотношениях жителей наших стран», — отметил Президент Ассамблеи Экспортеров Турции Мехмет Бююкекши.

Фото: Global Connection

«Русский космонавт Юрий Гагарин говорил, что из космоса Земля выглядит красивой и хрупкой. Нам надо вместе беречь эту красоту, надо бороться со всем, что разобщает людей», — добавил он.

Форум был организован компанией Global Connection.

Участники обсудили важные и не до конца решённые вопросы во взаимоотношениях двух стран. АиФ.ru собрал мнения по наиболее актуальным проблемам.

Сотрудничество: и туризм, и энергетика

Отношения России и Турции переживали разные периоды. И в настоящее время вслед за кризисом и спадом они начали восстанавливаться. Какое взаимодействие уже существует сейчас?

Вице-премьер-министр Турции Мехмет Шимшек:

   
   

За этот год 4 млн 500 тысяч туристов из России посетили нашу страну, и надеюсь мы сможем увеличить эту цифру. В рейтинге по количеству иностранных компаний в России турецкие занимают 7 место — это одно из лидирующих мест, нас это радует. У нас есть и крупные совместные проекты с РФ как в области атомной энергетики, так и сфере производства, есть решение о создании совместного инвестфонда.

Фото: Global Connection

Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Cергей Марков:

У нас развиваются многосторонние отношения, в частности, Россия помогает создать Турции высокотехнологическое атомное производство. И туризм является одним из драйверов взаимодействия, поэтому мы должны больше думать — как улучшить эту сферу. Наши туристы скучали по Турции и с удовольствием сюда вернулись.

Сейчас турецкие инвесторы имеют в России большие перспективы, они занимают целые сегменты рынка, например, в строительстве. Российские же инвестиции в Турции ограничены сверхкрупными проектами, как, например, атомная промышленность. В итоге из России в Турцию идут сверхтрудные технологии, а обратно — малый и средний бизнес. Но мы открыты и для развития туристической инфраструктуры — у нас есть огромные пространства на Волге, в Краснодарском крае, в работе с которыми турецкие партнёры могли бы применить свой опыт.

Фото: АиФ

Президент авиакомпании AtlasGlobal Мурат Эрсой:

Есть небольшой дисбаланс — между количеством людей, которые едут к нам из России и нашими соотечественниками, которые едут в РФ. Мы должны постараться, чтобы баланс выровнялся. В политике важна взаимность — каждая сторона должна сделать шаги навстречу партнёру. Тогда совместная деятельность будет устойчивой. Единственный путь достичь этого — вместе работать.

Президент Средиземноморской туристической ассоциации отельеров и менеджеров отелей КТОВ Эркан Ягджи:

Алания за последний год сделала очень большой рывок. Ранее она была центром апарт-туризма, но затем люди стали скупать тут недвижимость. Сегодня более 250 тысяч иностранцев живёт постоянно в нашей Алании. Возможно, из-за местного гостеприимства — в нашей культуре принято отдавать гостям все лучшее. А может из-за мультикультурологической атмосферы — мы стремимся к тому, чтобы на наших курортах жили представители разных народов, разных культур.

Фото: Global Connection

Ожидания: санатории, инвестиции, авиарейсы

У России и Турции есть много аспектов для сотрудничества — помимо уже ставшей всем привычной области туризма, это ещё и производство, атомная энергетика, автомобилестроение. Какие меры ещё можно предпринять, чтобы совместная работа была ещё более успешной, какие сферы ещё имеет смысл развивать?

Вице-премьер-министр Турции Мехмет Шимшек:

Наши страны имеют большое будущее, нам важно двигаться вперёд. Могут быть проблемы, но они возникают и в любой семье, и среди друзей. Нам необходимо быть более открытыми друг с другом и с миром. А вот политика санкций не приводит к хорошему результату — мы видим это на примерах других государств. Нельзя наказывать население из-за политических разногласий, нельзя опасаться инвестиций. Торговля даёт на глобальном уровне возможность реализовать потенциал сотрудничества. Турция и Россия являются стратегическими партнёрами — и мы твёрдо нацелены на развитие этого взаимодействия.

Президент компании AtlasGlobal Мурат Эрсой:

Чтобы поток туристов рос, нам нужно повышать уровень авиаперевозок — чтобы было меньше чартеров, больше регулярных полётов. Регулярные рейсы дают возможность обеспечить клиенту максимум услуг, они формируют спрос. Туристы не всегда считают чартеры надёжными — и этому есть объяснение. На слуху истории про банкротства чартерных компаний, из-за которых рынок на время приходил в состояние коллапса. Регулярные рейсы создадут справедливую конкуренцию, а для туриста — они обеспечат качественные услуги. Но себестоимость перевозок для турецких и российских перевозчиков должна быть равной, пока в России для своих перевозчиков условия лучше.

Нам ещё надо учится работать с национальными валютами — чтобы мы платили в РФ лирами, россияне — рублями. Это будет удобно, люди смогут просчитывать для себя бюджет отдыха в своей валюте. Плюс хорошо бы россияне могли оплачивать проживание в отеле в кредит, в рассрочку — это тоже даст приток туристов.

Фото: Global Connection

Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Cергей Марков:

Мне представляется, что нам надо увеличить компенсации нашим туристам за происшествия на отдыхе — отравления, переломы и даже форс-мажорные обстоятельства. Пока эти выплаты недостаточны, и они делаются российскими операторами. Мы считаем, что правильно, чтобы подключились и турецкие операторы, турецкая принимающая сторона, мы ждём решения турецких властей. Потом ситуация с русским языком в туристических зонах. Да, он распространён, но если 90 процентов туристов русские — почему не весь персонал говорит по-русски? Думаю, везде, где наших туристов более 50 процентов, должны быть хотя бы надписи на русском. Мы вместе с Институтом русского языка готовы провести курсы в Анталии — ждём только отклика со стороны местных властей. И ещё — тут великолепный сервис, море, природа, но наши туристы хотят иметь и дополнительное медицинское обслуживание. Одной страховки недостаточно, лучше создавать маленькие медицинские центры при отелях, где можно было бы мерять давление, проводить консультации и так далее — то, что в России называется санаторно-курортным лечением. Если у турецкой стороны будет интерес — мы готовы организовать обмен опытом с нашими санаториями. Есть ещё одно перспективное направление — возрождение паломничества. Мы знаем, что на территории Турции находится около 1800 развалин византийских храмов. В России паломнический туризм набирает большие обороты. Может мы могли бы включить в турпрограммы эти места, чтобы использовать и этот фактор.

И ещё. У нас отличное взаимодействие на уровне президентов, на уровне крупных компаний и даже на уровне туризма. Но уровне гражданского общества, СМИ-отношения развиты слабо. Как пишет турецкий журналист про Россию? Он читает, что европейскую прессу, делает компиляцию и выдаёт это на турецком языке. Как пишет российский журналист — да так же. В итоге — сильное искажение картины. Поэтому нам нужны не только прямые финансовые отношения, как уже тут отмечалось, но и прямые информационные отношения между экспертами, между СМИ.

Фото: Global Connection

Безопасность: нужны ли визы?

Вопросы безопасности — то, что волнует и туристов, и инвесторов. Нестабильность в этой сфере тормозит развитие сотрудничества.

Президент компании AtlasGlobal Мурат Эрсой:

Проблемы безопасности есть у каждой страны, стопроцентной защиты нет нигде. Но из-за этих проблем теперь у нас с Россией — визовый режим. Надо постараться, чтобы он был снят. Можно даже рассмотреть вариант облегчённого въезда — с Украины, с Грузии люди летят к нам по внутренним паспортам — аналогичная мера с РФ даст прирост в 30-40 процентов российских туристов.

Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Cергей Марков:

Насчёт поездок российских граждан в Турцию по внутренним паспортам — есть ряд проблем. Мы-то готовы, как и Турция, но тут нужно согласование со стороны МВД РФ. Конечно, эта мера даст колоссальный приток туристов. Это огромный пласт населения. Вы знаете, что по некоторым данным более 80 процентов наших граждан вообще не получали загранпаспорта? А в этом случае они все равно смогут ездить в Турцию. Вопрос возвращения безвизового режима для граждан Турции связан с проблемами общей безопасности в регионе. Ситуация тут непростая. На мой взгляд, сейчас надо ставить более реалистично вопрос — есть большой сегмент турецких граждан, который часто ездит в Россию, надо чтобы они получали визу сразу на 5 лет или прямо в аэропорту.

Президент Средиземноморской туристической ассоциации отельеров и менеджеров отелей АКТОВ Эркан Ягджи:

Безопасность — проблема, которая есть у многих стран и решать её надо сообща, но она не должна становится препятствием для путешествий. Мы должны обязательно развивать туризм — люди не будут запираться и жить дома в вакууме. А нам надо сделать все возможное, чтобы они безопасно отдыхали.

Прогнозы: сколько ждут туристов из России?

Какие будут взаимоотношения наших стран в ближайшие годы? Как будут меняться сферы взаимодействия?

Вице-премьер-министр Турции Мехмет Шимшек:

2019 год будет годом культуры наших стран. Весь мир знаком с русской классикой — Чеховым, Достоевским, написавшими шедевры мирового уровня. Но немногие разбираются в современной российской культуре. Подобные мероприятия позволят познакомить наших жителей с жизнью современной России и рассказать вашим соотечественникам о том, чем сейчас живёт Турция. Чем будет активнее развиваться туризм, тем больше заработают отельеры, рестораны, распространители билетов. Но помимо этого, это ещё укрепит дружбу в гуманитарной сфере — люди лучше узнают друг друга, станут ближе.

Фото: Global Connection

Генеральный координатор Global Connection Онур Тайши:

Какая эволюция происходит в туризме? В мире все больше людей путешествуют, в 2014-2015 году нас посетили 40 млн человек. Мы стали 6 страной в мире по объёму турпотока. Анталия — наша турстолица — принимает почти 12 млн гостей в год. У нас 410 отелей премиум класса на территории одной Анталии — больше, чем во всей Италии! Мы приняли около 4 млн российских туристов в этом году. Проблемы случаются, но они не являются фатальными. Есть прогнозы, что в следующие годы вырастет 3-5 раз турпоток в целом по миру. Это несмотря на радикальные течения, военные действия и так далее — люди продолжают открывать для себя новые миры, новую культуру. Наши перспективы до 2023 года — мы хотим достичь цифры в 50 млн туристов в год. Российский сегмент, российские туристы для нас очень важны. В прошлые годы российский рынок занимал у нас вторую позицию после Германии, сейчас Россия лидирует, и ещё есть потенциал.

За последние 10 лет мы действительно оптимизировали наши услуги, наша молодёжь также работает, изучает язык, традиции, нам также важно и развитие современных технологий — сейчас ведь все происходит онлайн. Не за горами времена, когда отельный бизнес будет полностью роботизирован.

Президент Средиземноморской туристической ассоциации отельеров и менеджеров отелей АКТОВ Эркан Ягджи:

Традиционные каналы продаж имеют серьёзную конкуренцию в области интернета. Сейчас онлайн заявок 30 процентов, но будет больше. Можно заказывать и гостиницы, и рестораны и так далее. Это важная опция как для потребителей, так и для профессиональных инвесторов. Надо оптимизировать эти процессы для всей туриндустрии.

И ещё — надо мониторить форумы отзывов в том числе на государственном уровне, так как многие люди делают выбор именно по этим ресурсам. Несмотря на то, что не вся информация там является честной и непредвзятой, многие обращают на неё внимание, и надо считаться с этим.