Далеко, но классно. Назван самый привлекательный город России

Лучшими малыми городами для путешествий названы Енисейск, Байкальск и Белокуриха в Сибири, а также Светлогорск, Зеленоградск и Черняховск в Калининградской области. Такой рейтинг на Петербургском международном экономическом форуме представил исполнительный директор института экономики роста имени Столыпина Антон Свириденко. В интервью aif.ru он объяснил причины такого выбора.    
   

Алексей Дуэль, aif.ru​: — Антон Юрьевич, по каким критериям вы оценивали города?

Антон Свириденко: — Мы сделали рейтинг туристической привлекательности малых городов Северо-Западного и Сибирского федеральных округов. Оценили их туристический потенциал, исторические и природные достопримечательности. Использовали данные и отзывы, размещенные на популярных сервисах бронирования отелей и туристических услуг. Посмотрели сколько гостиниц, какое расстояние до аэропорта, есть ли вокзал, хорошая дорога в областной центр. Учли, какие усилия принимают местные власти по повышению их привлекательности, поддержанию того, что есть и созданию нового. Калининградская область за двадцать лет просто преобразилась. Рядом с фантастическим популярным курортом Белокурихой в Алтайском крае стал развиваться совершенно замечательный агропромышленный кластер — а это алтайские сыры, другие полезные продукты. На развитие Байкальска выделено 32 млрд рублей, здесь будет опорный туристический пункт на всем Байкале. Сейчас там все облагораживается, уже есть результаты.

— Любой малый город может подняться на первую строчку в таком рейтинге?

— Объективно надо сказать, что не во всей России и не в каждом маленьком городе есть что посмотреть. Часто такие населенные пункты строились по индустриальному принципу, когда ставили предприятие и вокруг появлялись города стандартизированной советской инфраструктуры. Или по транспортному принципу, когда шла дорога, рядом появлялся город, так происходило ещё в Российской империи было, потом — в Советском Союзе. Для них надо искать другие источники роста.

— Что для туризма важное — достопримечательности или структура, музеи или гостиницы?

   
   

— Это, конечно, хороший вопрос. На самом деле, мы старались уравновешивать, примерно половина — это на достопримечательности, но и при этом состояние достопримечательности. А два — это уже инфраструктура, гостиницы, дороги, аэропорты, и все остальное.

— В городах-лидерах этого рейтинга какую часть местному валовому продукту даёт туризм?

— Он даёт существенную часть. Например, в Байкальске целлюлозно-бумажный комбинат был закрыт много десятков лет назад. Сделали это ради сохранения Байкала, который признан природно-охраняемой территории ЮНЕСКО. Город был изначально построен под комбинат, и люди остались фактически без средств существования, без источников заработка. Тогда спонтанно стал развиваться туристические кластер. Подобные процессы произошли и в других городах-лидерах.

— Цены на поездки в лучшие туристические города тоже «лидерские»?

— Ценя — вопрос других исследований. Стоимость туристического продукта в России растет, причем хорошо растет. Это даёт свой результат для туристической отрасли, потому что она бурно развивается. Растут цены почему? Во-первых, в принципе, инфляция, её никто не отменял, и много процессов, которые с этим связаны. Во-вторых, внутрироссийский турпоток сильно увеличился, стали закрыты страны Европы, ковид сыграл свою роль — люди научились ездить по Россию. Средний такой ценник на гостиницу за ночь от 6-8 тысяч рублей начинается, может доходить до 15 тысяч и до бесконечности. Конечно, это не самое дешёвое удовольствие. Цены на авиабилеты тоже подросли, но все-таки не так сильно, как на объекты размещения.

— Сделать все наши малые города привлекательными для туристов — реально?

— Есть разные аспекты привлекательности малых городов, которые касаются каких-то социальных вещей, формирования местных сообществ, но очень много касается инфраструктуры. Сейчас мы вместе с институтом комплексных стратегических исследований подготовили исследование по инфраструктуре. Какая ситуация сейчас по инфраструктуре в малых городах России и какие могли бы быть предприняты меры для того, чтобы улучшить ситуацию. Есть масштабные программы предприняты и национальные проекты, в том числе проект городская среда. Национальным проектом строятся больницы, детские сады, школы. Сейчас есть инфраструктурное меню, то есть получает регион деньги через федеральные механизмы на развитие инфраструктуры. Но мы все-таки понимаем, что сколько бы федеральных денег ни вложить, на все малые города не хватит.

— А что говорит мировая практика?

— В мире другая немножко ситуация. В Китае существуют муниципальные облигации, их за десять лет выпустили на 3,7 трлн долларов. На эти деньги обновляется инфраструктура городов. Они гарантируются региональными правительствами, выпускаются не на муниципальный бюджет, а на специальные проектные компании. США две трети денег на такие проекты дают муниципальные облигации, и ещё есть механизм налоговой компенсации, когда из-за того, что инфраструктура построена, увеличивается сбор налогов. Построили жилой район, промышленные объекты, они запускаются и начинают генерировать дополнительные налоговые поступления. Потом часть этих денег возвращаются к тому, кто построил объект. В Европе эту задачу решают инфраструктурные фонды. В Индии — разные механизмы государственно-частного партнёрства.

— Из каких денег идет финансирование инфраструктурных проектов в России?

— У нас два основных источника: бюджетные трансферты, в основном из федерального бюджета, малые города, как правило, дефицитные, вообще их бюджеты на 67% трансферты из федерального центра. И второй источник — это государственно-частное партнёрство. В малых городах, проекты, как правило, они мало окупаемые, поэтому мы сейчас смотрим новые механизмы, какие можно будет сделать. Кстати, федеральные средства часто уходят крупным городам. У них больше потребностей, да, они заявить могут и лоббистский ресурс несколько сильнее.