Представители туристической отрасли в России пока обсуждают взимания платы за подбор тура, хотя платные консультации за такие услуги давно применяют турагентства во многих странах Европы и США. Так, с 17 мая взимать такой сбор с клиентов начнет немецкая туристическая компания TUI Group. Доплата составит €15 за туры стоимостью до €499.
Что такое услуга по подбору тура и зачем она нужна?
Доплата за подбор тура — это плата за оказанные туроператором консультации. Сегодня турагентства предлагают «пакетные» туры, которые подбирают под конкретные потребности туриста. В первом случае турагент предлагает готовый набор для отдыха, который включает в себя авиа- или ж/д билеты, трансфер, проживание в гостинице и медицинскую страховку. Цены за такой тур уже просчитаны туроператором, и самостоятельно выяснять, сколько стоит билет или гостиница, не нужно.
Индивидуальный тур предусматривает конкретные пожелания и требования туриста. Например, бронирование отеля на разные сроки на разных людей, заказ трансфера до различных мест в ходе поездки, сопутствующие услуги, такие как консьерж-сервис, предоставление гостиницы для домашних животных и т. п. Каждое такое пожелание клиента требует времени на поиск возможных вариантов.
А что входит в стандартный пакет услуг туроператора?
«Мини-пакет» услуг включает основные услуги (перевозка плюс размещение в отеле). «Стандартный» пакет содержит все услуги пакета «мини», а также ряд дополнительных услуг:
- организация питания в отеле;
- оформление документов для визы;
- заказ трансфера (по умолчанию предлагается групповой из 20-30 человек. За дополнительную плату можно заказать индивидуальный);
- оформление страховки (стоимость автоматически включена в общую цену тура и зависит от страны пребывания, длительности поездки, количества рисков и страховой суммы).
Сколько стоит консультация в турагентстве?
В среднем цена за консультацию по индивидуальному туру варьируется от 20 до 200 долларов. Как сообщает портал Travel&Leasure, такая плата служит гарантийным депозитом и может быть либо возвращена клиенту в конце планирования путешествия, либо, что чаще всего, учитывается при оплате поездки. В США консультации оплачиваются отдельно на основании так называемого Plan to Go Agreement. В некоторых компаниях депозит в 150 долларов дает право клиенту на подбор трех туров, но не более чем по двум направлениям.
С чем связана необходимость введения доплаты за подбор тура?
Необходимость введения доплаты за подбор тура служит гарантией, что труд турагента не будет обесценен. Нередко после составления индивидуального либо комбинированного тура клиент отказывается от него либо отдает предпочтение обычному групповому пакету. Предоплата за подбор тура помогает обезопасить специалиста туристической компании от неоплачиваемого труда.
Станет ли подбор тура платной услугой в России?
Российские туроператоры поддерживают введение доплаты за подбор тура, но пока юристам не удалось найти соответствующую форму договора на оказание подобных услуг. Как рассказал «Известиям» руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин, с юридической точки зрения оказание платных услуг — это не нарушение, если брать плату за подбор тура отдельной понятной суммой, а не в виде сервисного сбора.
Что будет, если туроператор уже сейчас требует денег и просит оплатить услугу?
Турагентство оштрафуют за нарушение прав потребителей. В Роспотребнадзоре могут посчитать дополнительные платные консультации навязанными условиями договора, так как этот сервис не входит в предписанные постановлением правительства Правила реализации турпродукта. Взять доплату за подбор тура турагенство может, заключив отдельный договор на консультационные услуги. Клиент со своей стороны должен дать согласие на платную консультацию.
В тексте документа должно быть указано, что оплату взимают за предоставление именно дополнительных услуг, а не обязательных услуг, предоставление которых и так обязательно по закону. В договоре также должны быть прописаны сроки оплаты, возможности отказа от дополнительных услуг и варианты возврата уплаченных денег.
Какую информацию турагент обязан предоставить клиенту по закону?
Турагент обязан сообщить клиенту информацию об отеле, перелете, программе пребывания, порядке встречи, сопровождения и т. д. В договоре о реализации туристского продукта может быть указано, что конкретный перечень услуг, входящих в тур, определяется в листе бронирования, в котором обычно указываются:
- наименование, адрес и реквизиты организатора путешествия;
- фамилия, имя и паспортные данные лица (лиц), заказывающего тур;
- наименование тура;
- стоимость тура, размер депозита, порядок оплаты;
- краткое описание тура и его особенности;
- дата и место (аэропорт) отправления;
- наименование и класс отеля;
- класс размещения;
- вид питания;
- перечень экскурсий;
- трансфер;
- сведения о страховке.
Можно ли не платить за подбор тура, если вас не предупредили о стоимости такой услуги?
Любые соглашения должны быть закреплены официальными документами, которые в случае необходимости станут подтверждением факта обращения за предоставлением определенной услуги. Если вы не подписывали договор о платной консультации, то вносить оплату за подбор тура вы не обязаны.
Туристам также следует учитывать, что, согласно п. 22 Правил реализации турпродукта, договор о реализации туристского продукта не должен включать в себя условия, «ущемляющие права потребителя». В частности, в нем не должно быть указано о доплате за консультации по различным турам.
Куда жаловаться, если турагент отказывается вернуть деньги за навязанные услуги?
В случае нарушения прав потребителей необходимо обратиться к туроператору с письменной претензией. При отказе вернуть деньги за навязанные услуги можно обратиться в органы Роспотребнадзора. В 2019 году нижегородское турагентство «Радуга путешествий» оштрафовали за нарушение прав потребителей. В ходе проверки турфирмы выяснилось, что с женщины незаконно взяли 1500 руб. за консультацию по подбору тура. Жительнице Нижнего Новгорода вернули деньги несмотря на то, что в договоре о реализации туристского продукта содержался пункт, по которому компания не должна возвращать уплаченные средства клиенту, даже если он не воспользовался услугой.