Что делать туристам, которым не возвращают деньги за несостоявшиеся туры?

Категория:  По России
Ответ редакции

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил обнулить НДС для туроператоров и дать им отсрочку до конца 2023 года по возврату средств за несостоявшиеся туры за границу, проданные до 1 марта. Отмена туров вызвана тем, что авиакомпании не могут летать за рубеж из-за закрытия воздушного пространства и риска ареста лизинговых самолетов. 

   
   

По данным АТОР, с начала года россиянам продали путевки за границу на почти 40 млрд руб., хотя не все из них оказались полностью оплачены туроператорами. В основном речь идет о турах в Египет и Турцию. Тем не менее вернуть средства многие компании не могут, так как большая часть денег осталась у зарубежных партнеров. 

АиФ.ru рассказывает, что делать туристам в сложившихся обстоятельствах. 

Перенести дату тура или выбрать альтернативный маршрут 

Туристы могут перенести дату путешествия или выбрать другие доступные направления (ОАЭ, Катар, Мальдивы, Турция, Армения, Индия, Шри-Ланка). По словам туроператоров, сейчас клиентам в основном предлагают переориентироваться на поездки по России или отдохнуть в Абхазии. Однако с такими предложениями выступают не все, так как туристическим компаниям надо оплатить альтернативный отдых из своих оборотных средств, объем которых ограничен.

Внести потраченные средства на депозитный счет

Туроператор может отказать в возврате денег и вместо этого внести их на депозитный счет. Средства можно потратить только на новый тур туроператора. 

Вернуть деньги за несостоявшийся тур

На данный момент нет никакого закона, который разрешал бы туроператору удерживать деньги. Пока решение об отсрочке выплат за несостоявшиеся туры до 2023 года не принято. Но предложение бизнес-омбудсмена уже передали для проработки в Ростуризм. Туроператоры надеются, что повторится сценарий начала пандемии, когда правительство, чтобы поддержать туркомпании, разрешило не возвращать деньги клиентам сразу.

Что делать, если турфирма отказывается возвращать деньги? 

Если фирма отказывается возвращать деньги, нужно обратиться в суд. Перед подачей иска клиенту необходимо составить претензию о расторжении договора и отправить ее туроператору или агенту, у которого была куплена путевка.

   
   

Куда подавать иск? 

Иск можно подать по месту своего жительства, адресу ответчика или месту заключения или исполнения договора. Исковое заявление до 100 000 рублей направляют мировому судье, если сумма больше — в районный суд. В исковом заявлении нужно описать, когда заключили договор, какую сумму и когда перечислили туроператору, когда и как потребовали деньги обратно и что ответил вам туроператор. Документ можно отправить Почтой России с уведомлением о вручении или просто по электронной почте. 

К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы: 

  • договор о реализации туристского продукта, заявка на бронирование, подтверждение оплаты тура;
  • подтверждение обращения к туроператору или агенту в досудебном порядке (отправленная по почте претензия о расторжении договора или скриншот высланного письма в папке «Отправленные»);
  • отказ туроператора или турагента вернуть деньги.

Какую сумму должен вернуть туроператор? 

Туристу должны вернуть деньги за вычетом расходов, которые турфирма потратила на организацию тура. Но компания при этом должна будет показать договор и платежные документы, которые это подтвердят. Например, предъявить договор и платежные документы, которые докажут, что туроператор перечислил невозвратный аванс зарубежному отелю. 

Если туроператор решит вернуть деньги по курсу на момент покупки путевки, а клиент с этим будет не согласен, то решать все возникшие вопросы придется в суде.

По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, туроператоры не смогут сразу вернуть клиентам деньги за несостоявшиеся туры. Как говорит Ломидзе, рассчитывать на мгновенное получение денег не стоит.  

«Это должен быть возврат именно деньгами, но он происходит не мгновенно. Рассчитывать на то, что сегодня ты отказался от тура, а завтра тебе вернули деньги, нельзя», — сказала Ломидзе в беседе с газетой «Известия».

Какие правила перебронирования туров действуют сейчас? 

Турист должен произвести доплату в рублях по текущему курсу валют, если стоимость перебронирования тура оказалась дороже. Если наоборот, стоимость оказалась ниже, то разница остается на счету турфирмы с возможностью ее последующего использования. 

Источник 

https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/59334.html