«Главное - это влажные салфетки, лучше с бактерицидной пропиткой, - снисходительно объясняет «заслуженная пляжница». - После купания вытираешься полотенцем, потом максимально тщательно - салфетками. Тогда никакая зараза, которая в наших водоёмах наперегонки с нами плавает, не пристанет!»
Звучит абсурдно, но… А как ещё?
Дагомысский врач «скорой помощи» рассказывает: в купальный сезон, который длится тут чуть ли не до октября, у них на 10 вызовов 8 приходятся на кожные заражения и инфекции, связанные с грязной водой. Широка страна наша родная, много в ней морей и рек, только мы их загрязняем так, как будто через 20 лет купаться в них будут не наши дети, а враждебные по отношению к Земле инопланетяне.
В Нижнем Новгороде из 20 мест водного отдыха «купательно» разрешили всего 4. На остальных специалисты регионального Роспотребнадзора каждую неделю констатировали превышения по микробиологическим показателям. Недавно в одном из городских озёр обнаружили ротавирус. Плюс (хотя, конечно же, минус) в Нижегородской области случилась небывалая вспышка менингита, возбудители которого тоже обитают именно в грязных водоёмах!
«Горе-море»
«Состояние рек и водоёмов в Нижнем Новгороде и области ухудшается катастрофическими темпами, - говорит Асхат Каюмов, руководитель экологического центра «Дронт». - По данным Росгидромета, ни в одном районе города нет чистой воды! Почему? Во-первых, у нас отсутствует нормальная ливневая канализация - тысячи тонн грязи с городских улиц сливаются в Оку и Волгу. Во-вторых, никто не контролирует сбросы предприятий».
Дело - труба
Наши черноморские курорты - отдельная песня. Ещё зимой мы напечатали расследование об удручающем состоянии канализации в Сочи, Геленджике и Анапе (см. «АиФ» № 7, 2013 г.). И накануне бархатного сезона закономерно решили проверить: а что изменилось? Отчитываюсь подробно, по городам, начиная с буквы «А».
В Анапе всё то же самое. Да, возбуждено уголовное дело о сливе канализационных стоков в лиман (оттуда они поплыли в Чёрное море - навстречу отдыхающим), да, я участвовала в рейде сотрудников местного водоканала, скрупулёзно берущих пробы из канализационных люков, но…
Но снова тут начиная с июля, как много лет подряд, появились залежи зловонных водорослей на берегу, размножающихся в мелком море из-за канализационных отбросов (трубы уходят довольно далеко в море, но, во-первых, они дырявые, а во-вторых, фекалии коварным анапским течением приносит к самому берегу). Запах чудовищный, вид морского берега - ещё хуже. По подсчётам местных экологов, масса кладофоры (так по-научному называется вонючая анапская тина) в этом сезоне достигла рекордного веса в 10 тыс. тонн (а впервые кладофора появилась в городе в год монтажа злополучной канализационной трубы, снабжающей её «пропитанием»).
В Геленджике всё ещё продолжается выбор подрядчика, который возьмётся за реорганизацию канализационной системы. Длится эта «фекальная» канитель более 20 лет, цивилизованной ливневой канализации в городе нет, фотографии дырявых труб, из которых в море сочатся отходы, блогеры регулярно выкладывают в Интернет - и всё!
«Институт «Южгипрокоммунстрой» приступил к проектированию глубоководного выпуска очищенных сточных вод протяжённостью более 3 км», - сообщал геленджикский Совет народных депутатов - внимание! - в 1989 г. И где?
«Геленджик остро и немедленно нуждается в реформах канализационной системы. У нас же очень капризный рельеф, - говорят хором местные экологи. - Естественный сток в Геленджикскую бухту затруднён, вода застаивается в ландшафте. В советское время система ливневой канализации имела форму открытых дренажных канав, склоны гор засаживались пицундской сосной, задерживающей сток. В 1990-е местные власти начали уничтожать парки и леса, с катастрофической скоростью распродавать земли, всё закатывать в асфальт, уничтожая старую канализацию и ничего не строя взамен».
То ли яма, то ли канава
С другой стороны, хоть Сочи порадовал.
На Бзугу, в Адлере и в Красной Поляне реально соорудили мегасовременные очистные сооружения - сама видела. В районе Мамайки и Бочарова Ручья построили «умную канализацию» (компьютер распознаёт характер загрязнения и отправляет стоки на разные методы очистки). Провели несколько спусков в море (протяжённостью до 3,5 км), а в Адлере вот-вот построят самый длинный в мире сток. Вместе со специалистами «Сочиводоканала» и волонтёрами я ходила в спецрейд - мы на Мамайке выводили на чистую воду рабочих, забивших строительными отходами 500 м коллектора (и такие рейды тут проводят чуть ли не ежедневно!).
Можно приводить ещё массу красочной статистики, но фактурнее всего высказалась тётя Зоя, у которой я снимала комнату: «Первый сезон, как у меня туфли не в г…, а оно ж раньше по всем сочинским улицам текло! Трубы рвало через день. А теперь я начну покупать себе белую обувь!»
Я знаю ещё один пример «волшебной» модернизации канализации - владивостокский, когда не менее пахучую проблему решили… ну да, к саммиту АТЭС.
Но ведь невозможно проводить Олимпиаду или саммит в каждом городе только для того, чтобы местные власти обратили внимание на канализацию! А они, канализации, изношены в России до неприличия.
И, кстати, 80% россиян, согласно статистике, проводят отпуск, не отрываясь от Родины: купаясь в морях, реках и озёрах, куда ежедневно сливаются тонны грязи и отходов.
Каждый заплыв - как посещение инфекционной больницы без маски, халата и бахил. Неужели дешевле и выгоднее лечить нас целый год после «здоровьеподрывных» заплывов от лишаёв, гепатита и аллергий, чем отремонтировать канализацию?