Русская Аляска: баня, водка, гармонь и лосось не ушли из Америки

Водопад Смерти, где в XIX веке аборигены едва не убили русского первопроходца - штурмана Ивана Васильева; останки фортов и редутов Российско-американской компании; православные церкви с прихожанами-эскимосами; избы-пятистенки, под венцами которых спрятаны старые иконы; ситцевые платочки и шапки-ушанки на головах бабушек и дедушек с Юкона; кружевные скатёрки, железные бубенцы, бани с парной и вениками… А над всем этим - звёздно-полосатый американский флаг.

   
   

Такой увидел нынешнюю Аляску полярный путешественник и учёный-эколог Михаил Малахов. В 2009-2011 гг. он вместе со специалистами - историками, географами и геологами при поддержке Русского географического общества трижды прошёл на байдарках по маршрутам экспедиций первооткрывателей этих мест. Команда Малахова обследовала более 30 эскимосских и индейских поселений в тех местах, где когда-то жили россияне.

Нажмите для увеличения

Эскимосы в ушанках

- Эскимосы забросили нас на моторках к знаменитому водопаду Смерти у Великих Нушагакских озёр. В 1829 г. Иван Васильев по поручению Российско-американ­ской компании, озабоченной уменьшением количества мехов, добываемых на побережье, отправился исследовать новые территории в глубине Аляски.

За 15 км до озёр его остановил водопад Смерти - каменные глыбы, сквозь которые с трудом пробивается река. Тогдашние аборигены не очень желали проникновения чужеземцев и пригрозили убить отряд Васильева, если тот не повернёт обратно. Все местные гиды экспедиции в страхе разбежались, штурману пришлось возвратиться. Однако в 1830 г. он повторил попытку. И она стала успешной.

Сходим на пристань в деревне Рашен Мишен (Русская Миссия) на реке Юкон - в центре местного православия. И хочется протереть глаза: рубленые избы, церковь с православным крестом, вокруг огороды и палисадники, колодцы и бани, где внутри всё как полагается: и предбанник, и парная, и веники. И тут же развевается государственный флаг США…

Идём по улице - нам кланяются. Двое из трёх встреченных на дороге эскимосов бьют себя в грудь, повторяя с гордостью: «Я - русский! Мой прапрадед был из России…» Это креолы, потомки промышленников и первопроходцев Российско-американ­ской компании. Предсказание о том, что «русские вернутся», передавалось тут из поколения в поколение. «Русские» в представлении многих аборигенов - их дальние предки. И вот они наконец дождались. Мы были первыми людьми из России, побывавшими тут спустя полтора века...

Внешне местные жители - типичные представители северной народности. А вот одежда и утварь, что они сами для себя делают, выглядят очень знакомо. Например, шапки-ушанки из меха нерпы или кружевные скатерти, которые до сих пор вяжут на крючках здешние бабушки. Одну такую скатёрку, будто нарочно предназначенную для светлицы в избе где-нибудь на Рязанщине, подарила мне старейшая жительница посёлка на реке Кускоквим Анна Вандерпул. У них это называется «krashenie» (вероятно, вариант слова «украшение»). Или ситцевый платок с узорами в виде перьев жар-птицы. Его сделала 75-летняя бабушка Таня из деревни Колиганек. У меня есть фото, где эта бабуся стоит в платочке у своей избы и разговаривает по рации.

   
   

Зарытые образа

А однажды в лесу у заброшенного охотничь­его зимовья мы нашли самодельные железные колокольчики с язычками из речных камешков. Несколько колокольчиков соединены верёвкой в единое ожерелье да ещё украшены крупными стеклянными бусами-корольками. На Руси такие бубенцы вешают на шею коровам. Но на Аляске, где домашний скот, завезённый колонистами, не прижился, эскимосы стали использовать колокольчики, чтобы отпугивать медведей: они вешают их себе на пояс во время ходьбы…

Нам везло с такими находками, например, в деревне Холикачек. На карте она обозначена, а по факту её больше не существует. Под останками единственного «уцелевшего» здания оказывается старинный схрон с иконой конца XIX в., сделанной в России. Неподалёку обнаруживаем ещё одно историческое место: здесь в 1830 г. стояла первая во внутренних районах Аляски русская изба-пятистенка.

Следующая находка - место первой русской деревни на реке Кускоквим. Под слоем мха и корнями берёз - деревянные венцы строений знаменитого редута Колмакова. Построенный в 1834 г., он не исчез с лица земли, хотя в местном климате дерево гниёт очень быстро. Узнаём все здания, начиная от характерного восьмигранного основания сторожки, стена и крыша которой были вывезены американскими археологами в 20-х годах прошлого века в Фербенкс. Там эту сторожку можно наблюдать и поныне.

Отдельная тема - волоки с реки Юкон на реку Кускоквим и далее на реку Нушагак. Нам удалось разыскать там специально прорытые каналы и даже железные дороги-узкоколейки.

Источник фото: globallookpress.com

«Хлеб - в лавке!»

Увидев нас, эскимосы и мест­ные индейцы из племени атапасков расплывались в улыбке: «O, kasak!» («О, казак!» - так они называют русских) - и тут же зазывали в гости. В их рукописных краеведческих и метрических книгах сохранились записи о «казаках» - прежних хозяевах этой земли.

Когда расспрашивали, что мы будем пить, кофе или чай, то слово «чай» также звучало по-русски. А на вопрос: «Где купить хлеб?» - отвечали: «Лавка!» И радостно смеялись, видя на наших лицах удивление. Ну а когда на главной деревенской улице, так и хочется сказать - у сельсовета, тебя встречает типичный эскимос в малахае, протягивает руку и представляется: «Иван Андрианов!..» - поневоле задумаешься...

А эскимосские новогодние праздники очень похожи на наши святки. Конечно, там празднуются и американский День независимости, и День Благодарения, но на Новый год ставят ёлки, наряжаются, дарят подарки. Хотя не пьянствуют: продажа алкоголя запрещена. Русская водка пользуется авторитетом, но купить её можно только в крупных городах типа Анкориджа: в тамошних магазинах мы видели «Московскую» и «Столичную». На Юконе во время застолья нас пару раз в шутку спрашивали: «Много ли вы пьёте водки? А с собой привезли?»

По просьбе аборигенов мы выступали с лекциями в школах, а попутно обучали эскимосских мальчишек игре «в картошку». К священнику из нашей экспедиции, отцу Макарию, ходила причащаться вся деревня.

А затем произошла ещё одна характерная для нынешней Аляски история. Мы поднимались по реке Нушагак. Неподалёку от деревни Эквок навстречу нам вышел пожилой эскимос. Он представился: «Филипп, - и прибавил: - Не волнуйтесь. Мы узнали о вашем прибытии и давно ждём вас».

Он довёз нас на раздолбанном внедорожнике до своего просторного дома, познакомил с женой, сыном по имени Кон­стантин, угостил ужином и рассказал свою историю: «Мой прадед был тойон (то есть назначенный русскими старейшина из местных жителей). В детстве он говорил мне: «Придёт время, Филя, и русские вернутся».

Я долго ждал этого дня. Спасибо, что вы пришли!»

Из «АиФ. Без границ» № 18, 2012 г.

Смотрите также: