Сезон отпусков: откуда такие цены на авиабилеты?

Коллаж Андрея ДОРОФЕЕВА

Люди жалуются на необоснованно высокую стоимость билетов, на то, что тарифы кратно различаются между собой при отсутствии каких-либо отличий в обслуживании на борту. И на то, что подчас авиакомпании гоняют самолёты с пустыми креслами, вместо того чтобы снижать цены на рейсы, не пользующиеся спросом.

   
   

Очень умные системы

Нынешняя система продажи билетов очень сложна и непонятна - причём как потребителю, так, кажется, и ФАС. Билеты распространяют с помощью специальных компьютерных программ. «Единых стандартов тут нет, каждая программа - интеллектуальная собственность разработчика. Задача такой системы - продать дорогие и дешёвые билеты в таком соотношении, чтобы авиакомпания получила максимальную прибыль», - утверждает маркетолог Анастасия ШАШКИНА.

Одна из «умных» разработок - система управления доходами под названием RMS. С её помощью авиакомпании регулируют загрузку воздушных судов. Анализируя данные о перевозках прошлых сезонов, компьютер может давать прогнозы о загруженности на рейсах. «Применение подобных технологий увеличивает доход авиакомпании на 7-8% в год, - говорит Анастасия Шашкина. - Они позволяют прогнозировать цену на билет, однако многие перевозчики, зная о низкой загруженности на борту, всё равно не применяют скидки».

А на популярные рейсы цены не то что не снижают - увеличивают многократно! «За полгода до вылета билет, например, в Рим можно купить за 12 тыс. руб., а непосредственно перед вылетом он же может стоить и 60, и 80 тыс.», - рассказывает Марианна ИВАННИКОВА, сотрудник компании по продаже авиабилетов.

Анна БАЖИНА, пресс-секретарь холдинга «S7 Group» (ему принадлежит авиакомпания «Сибирь»), объяснила ситуацию так: «Поднимая цены вместе с приближением даты рейса, мы даём возможность улететь тем, у кого в этом возникла острая необходимость. Например, если человеку нужно в срочную командировку - заплатив более высокую цену, чем те, кто купил билет заранее, он сможет улететь». Что ж, интересная логика. И те, кому нужно срочно улететь, например, к заболевшим родственникам, наверняка очень рады отстегнуть кругленькую сумму накануне вылета... А в пресс-службе «Трансаэро» и вовсе заявили: «Почему в рестораны, если не все столики заняты, не пускают посетителей за полцены? В гражданской авиации не бывает магазина горящих путёвок! Это общемировая практика, ничего нового мы не изобрели». И похвастались тем, что пассажирам особого класса «Империал» еду подают не откуда-нибудь, а из ресторана «Пушкинъ»... На вопрос, почему тарифы даже в экономклассе различаются на несколько тысяч, отвечать отказались: «Тарифную политику не комментируем». Может быть, её после ревизии прокомментирует ФАС?

«Проверка прежде всего коснётся системы управления доходами», - поясняет Дмитрий Рутенберг, начальник управления контроля транспорта и связи ФАС. Антимонопольщики хотят выяснить, насколько эти программы отвечают возложенным на них функциям, а именно: регулируют ли они тарифы в зависимости от загрузки рейса, времени продажи билета и т. д. или нацелены исключительно на получение определённого уровня прибыли?

10 млн руб для них - копейки

Следует отметить, что ФАС регулярно проверяет ценообразование на авиабилеты, однако такие ревизии касаются отдельных компаний, а не всей авиационной отрасли. Так, в прошлом году Новосибирское управление ФАС РФ оштрафовало авиакомпанию «Сибирь» за злоупотребление доминирующим положением на 10 млн руб. Управление ФАС по Хабаровскому краю обязало «Владивосток Авиа» уплатить штраф в размере 10,35 млн руб.: компания вводила незаконные топливные надбавки. В начале 2010 года сверх пассажирского тарифа в стоимость билетов в Японию был включён топливный сбор в размере 456 руб. Потом этот сбор был увеличен уже до 1260 руб., хотя на маршруте Хабаровск - Моск­ва - Хабаровск он составлял всего 600 руб. при большем расстоянии полёта. В 2010 году «Владивосток Авиа» перевезла 1,3 млн пассажиров. Если даже с каждого второго «содрали», скажем, по лишней тысяче рублей «за топливо», то только таким образом компания заработала 650 млн руб. Так что штраф в 10 млн для неё - копейки!

   
   

«Авиакомпании стараются сбалансировать свои доходы: устанавливают высокие цены на те маршруты, где мало конкурентов, но компенсируют это дешёвыми билетами на массовых направлениях. Если вмешиваться в ценообразование, перевозчики могут отказаться от работы на невыгодных маршрутах», - считает Кирилл МАРКИН, аналитик «Инвесткафе». Но, может быть, как раз и стоит вмешаться, чтобы разработать такую общую систему расчёта цен и организации рейсов, чтобы не приходилось гонять пустые самолёты за счёт пассажиров других рейсов? Очевидно, что за границей, например в Европе, где билеты стоят по 20 евро, это сделать удалось. Для этого ФАС нужно разворошить саму несправедливую систему ценообразования, а не ограничиваться одними штрафами.

Смотрите также: