«Маленькая Франция» в селе Казинка. Как развивается туризм на Ставрополье

С гарнитурой можно слушать экскурсовода, свободно перемещаясь. © / Фото: Наталья Плугарева

Ежегодно Ставрополье входит в десятку самых популярных направлений для внутреннего туризма. И зимой, и летом россияне выбирают отдых с прогулками по терренкурам Кисловодского нацпарка и созерцанием пиков Пятигорья, дающий возможность дышать богатым фитонцидами воздухом.

   
   

Однако отдых на Ставрополье не ограничивается посещением легендарных бальнеологических курортов Кавминвод. Турбазы, этнодеревни, глэмпинги, винодельни и животноводческие фермы расширили географию туризма. Новые маршруты появились благодаря помощи предпринимателям из туристического сектора. В 2023 году, как и годом ранее, власти края выделили на эти цели более 220 млн рублей. В 2024-м – 340 млн.

Нацпроект в помощь

Два года назад благодаря национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» Ставропольский край впервые получил господдержку в виде субсидий для развития туристской инфраструктуры. Индивидуальные предприниматели и юрлица, работающие в этой сфере, стали обладателями грантов, на средства которых оборудовали ранее бесхозные пляжи, установили детские и спортивные площадки, закупили туристский инвентарь, возвели кемпинги, создали комфортную среду для людей с ограничениями по здоровью и многое другое.

Нацпроект должен сделать путешествия по России удобными, безопасными и интересными. А потому и отправляться в них люди будут чаще.

Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров в своём ежегодном послании спрогнозировал к 2030 году увеличение турпотока в край до 11,5 млн человек. По итогам прошлого года он составил около 9 млн человек.

«Всесторонняя поддержка организаторов мест отдыха и туристических маршрутов – ключевые элементы нац­проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который направлен на развитие туристического сектора страны, – объяснил министр туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края Андрей Толбатов. – Субсидирование способствует улучшению качества услуг в регионе за счёт расширения инструментов поддержки представителей малого и среднего бизнеса».

И если в прежние годы Ставрополье ассоциировалось исключительно с нарзаном, санаториями, ваннами и грязями, то сейчас круг ассоциаций весьма расширился. За счёт развития новых видов туризма и маршрутов для путешествий ещё вчера малоизвест­ные уголки региона сегодня становятся новыми центрами притяжения.

   
   

Шалаши с удобствами

Одним из таких мест стал открывшийся два года назад загородный клуб, названный в честь французского живописца Клода Моне. Находится он в 40 километрах от столицы края, в Шпаковском округе. По словам владельца бизнеса, антураж места напомнил ему деревню Живерни, где жил и творил художник. Отсюда родилась и концепция клуба: «маленькая Франция».

Дети ещё не знают, кто такой Клод Моне, но с удовольствием едут с родителями в клуб, названный в честь него. Фото: Инна Ромах

Субсидию здесь направили на создание и благоустрой­ство единственного в регионе пляжа с белым песком, как на морском побережье, только на берегу озера. Установили раздевалки, душевые, шезлонги с зонтиками. В бунгало предусмотрели вентиляторы и холодильники, чтобы охладиться в знойную погоду. Летом в этих местах температура часто поднимается выше 30°C. В такую жару солнечные ванны небезопасны. Спрятаться можно под перголами с аэра­рием – изящными навесами в прованском стиле.

Благодаря господдержке на территории загородного клуба оборудовали волейбольную и детскую площадки. Пока у родителей физкультминутка, детям есть чем заняться на свежем воздухе. Кроме того, на полученные средства построили модульные гостиницы в стиле A-frame. Это треугольные деревянные домики-шалаши, но со всеми удобствами. Ещё три некапитальных места для размещения и глэмпинг пока строятся. Скоро рядом с ними появится круглогодичный бассейн с куполом и подогревом воды. К слову, комнаты в клубе названы по именам детей и жён знаменитого импрессиониста.

«С помощью государства предпринимателю интересней и намного проще строить успешный бизнес, появляется больше возможностей для его развития, – считает управляющая загородным клубом Инна Ромах. – Средства от субсидии существенно помогли нам расширить спектр предоставляемых услуг, сделать условия пребывания туристов более привлекательными. Теперь наши гости смогут приезжать к нам круглый год».

Сезон ажиотажа

В прошлом году грант по нацпроекту получила турбаза, работающая на Новотроицком водохранилище в Изобильненском округе с 1971 года. Тогда её строили для сотрудников завода «Электроавтоматика» и жителей близлежащих населённых пунктов. Теперь она для всех. От Ставрополя до неё всего 1,5 часа на машине.

На берегу оборудовали пляжную зону, приобрели катамараны и SUP-доски для неспешных водных прогулок. Обустроили набережную, уложили газон, установили две детские площадки и точку общепита с фургончиком.

«В этом сезоне после значительного благоустройства у нас случился ажиотаж. База отдыха была востребована весь сезон, а ясная погода летом этому благоволила, – поделилась руководитель кадрово-юридической службы завода Татьяна Плужникова. – Раньше наши гости выбирали палаточный кемпинг рядом с водоёмом. Сейчас чаще предпочитают останавливаться в недавно построенных комфортных гостевых домиках и проводить время с семьёй в купольных беседках. Желающих так много, что места бронируют на несколько недель вперёд».

Услышат на расстоянии

Одно из направлений субсидирования предприятий, работающих в индустрии гостеприимства, – улучшение специализированного оборудования. Пятигорская туристическая компания, получив господдержку, приобрела почти 200 беспроводных наушников для экскурсий (экскурсионных радиосистем).

Из-за дороговизны этих девайсов организаторы экскурсий в регионе не могут их себе позволить, а опытные туристы, привыкшие в том числе к заграничным поездкам и международным стандартам обслуживания, где наушники – неотъемлемый элемент экскурсий, ожидают такого же уровня заботы о них и на Ставрополье.

«К нам едут люди со всей России, и мы должны предоставить им максимально качест­венный сервис, начиная от автобусов с кондиционерами, аккредитованных и сертифицированных гидов до комфортного проведения экскурсии на современном уровне, – рассказал генеральный директор и основатель туркомпании Владислав Тимошенко. – Там, где шумно, гид, не повышая голоса, сможет общаться со своей группой. Его услышат на расстоянии 30–50 метров, даже если он будет ехать в соседнем автобусе. Это удобно, когда в тур отправляются одновременно 50–60 туристов».

Всего в 2023 году в крае реализовали 24 проекта по развитию инфраструктуры туризма. Общая сумма господдержки превысила 62 млн рублей.

Полпред Общенационального союза индустрии гостеприимства в СКФО Анна Наумова:

– Субсидирование – крайне действенный инст­румент, стимулирующий развитие внутреннего туризма. Для участия в программе туристическая организация должна вложить в проект 40% собственных средств, а 60% – помощь государства. Причём не заём, а субсидия. Это однозначно хорошее подспорье для предпринимателей, поскольку многие идеи достаточно дорогостоящие на этапе реализации. Такая поддержка способст­вует росту числа инициатив и большому инновационному потенциалу таких проектов.