Плюс-минус «цифра». Когда интернет появится в каждой деревне?

digitalienspb / Shutterstock.com

Минфин РФ предложил в 2021-2023 гг. на 50% урезать расходы на обеспечение интернетом и мобильной связью удаленных и небольших сел. Какие теперь у деревни шансы получить цифровые блага цивилизации? И какие проблемы создает их отсутствие?

   
   

Есть 100 жителей — положен интернет

«Добро пожаловать в Китай!» — приветствуют жителей пограничных сел Забайкальского края связисты из соседней страны. Купить китайскую симку — единственный способ, позволяющий позвонить родным или друзьям. Стоит такой разговор дорого — больше 50 руб. за минуту. Но выбирать не приходится.

По данным Минкомсвязи, сотовой связи нет в 32 тыс. населенных пунктах России, а надежного высокоскоростного интернета — более чем в 25 тыс. небольших сел и поселков. С 2014 года реализуется государственная программа по устранению цифрового неравенства, по которой доступ в интернет должен быть организован везде, где проживает больше 250 человек. Хотя бы в виде одной уличной точки, через которую могут выйти в Сеть все, кому нужно. И одновременно в обязательном порядке интернет подводится в школы, медпункты и сельские администрации.

Отвечает за реализацию этой программы Ростелеком. Как сообщил «АиФ» его официальный представитель Валерий Костарев, к началу лета 2020 года она была выполнена на 81%. В эксплуатацию введено 11 286 точек с доступом в интернет по Wi-Fi. Чтобы организовать передачу данных, проложено 85 тыс. километров новых волоконно-оптических линий. Дошли они наконец и до забытых цивилизацией сел на российско-китайской границе. Однако организацию сотовых сетей госпрограмма до последнего времени не предусматривала.

«Для всех телекоммуникационных компаний мобильная связь — коммерческий проект. Они никогда не будут строить базовые станции в отделенных и малонаселенных деревнях за собственный счет: вложенные деньги им не вернутся, — рассказывает гендиректор информационного агентства „Телеком Дейли“ Денис Кусков. — При этом деревни без интернета и мобильной связи есть даже в европейской части страны — например, на стыке Ярославской, Тверской и Вологодской областей».

Ситуацию должны изменить поправки в закон «О связи», вступившие в силу прошлой весной. Они включили мобильную связь в перечень универсальных услуг, которые государство обязалось гарантировать гражданам. А круг населенных пунктов, на которые распространяются гарантии, теперь расширен: по обновленному закону, государство со временем обеспечит выход в интернет и подключение к сотовой сети в селах с населением хотя бы 100 человек. Но с одним исключением: если в населенном пункте работает мобильный интернет, тянуть туда оптоволоконный кабель не будут.

Близок Wi-Fi — да не поймаешь

Впрочем, поставить один на всю деревню столб с прибором, рядом с которым можно выходить в интернет, — полдела. Активисты Российского союза сельской молодежи (РССМ) в 2019 году объехали 400 цифровизованных сел и... не смогли подключиться через Wi-Fi к каждой четвертой такой точке доступа. Качество связи — никакое. А еще в 23% случаев вход в интернет оказался в очень неудобных местах. «Одни точки у проезжих дорог, где нет ни навеса, ни скамеечки, чтобы присесть с ноутбуком или планшетом. Другие — рядом с заброшенными клубами, куда никто не ходит. В одном селе оборудование разместили посреди пустыря, где торчит одинокий стол, — рассказал председатель Карельского отделения РССМ Валерий Марченко. — Мы обратились в районную администрацию и попросили перенести такие точки доступа в людные места. Но нам дали отписку: все сделано по нормативам. А если без бюрократических отговорок: никто об удобстве пользователей интернета не думал. Размещали точки там, где дешевле, где уже стояли столбы и было электричество».

   
   

Что такое, когда отправлять письмо приходится на улице в плохую погоду, показал весенний карантин, как и везде объявленный в сельских школах из-за коронавируса. Самые активные старшеклассники сами соорудили рядом с точками доступа невзыскательные беседки, заменившие и школу, и клуб. Самые дальновидные задумались о том, чтобы подвести интернет домой. Технические возможности для этого есть. А практические? «В поселке Кез провода по воздуху можно кинуть бесплатно, но только там, где уже есть столбы. Связисты жителям говорят: вкапывайте столбы сами. А это и дорого, и сложно: нужно получить разрешение от энергосети и водоканала, — приводит пример председатель Удмуртского отделения РССМ Данис Искандаров. — А в деревне Верхние Юри за подведение кабеля к дому возьмут 5000 рублей с каждого, и то только в случае, если заявку подадут не меньше 20 человек».

Цифровизация затягивается

В городах провайдеры сами бегают за клиентами: если есть базовая инфраструктура, подключение квартиры к интернету часто бесплатно. В селах бесплатен только публичный Wi-Fi от уличных точек доступа. Правильно было бы установить госсубсидии на интернет-подключение сельских домов, где живут малообеспеченные и многодетные семьи. Но это нереально в ситуации, когда кризис заставляет государство резать даже ранее утвержденные расходы. Судя по последним бюджетным проектировкам Минфина, в ближайшие три года госфинансирование универсальных услуг связи на селе может сократиться в два раза. А по уточнениям, внесенным недавно в нацпроект «Цифровая экономика», доведение охвата страны домашним интернетом до 97%, ранее намеченное на 2024 год, перенесено на 2030-й.

«Программа ликвидации цифрового неравенства и раньше буксовала из-за нестабильности финансирования. Если оно будет так сильно сокращено, как объявлено, интернет и сотовые сети в ближайшие годы не придут во многие деревни, — полагает Денис Кусков. — При этом хорошая связь — важнейшее условие для того, чтобы люди оставались жить на селе. Ведь это не только общение, но и доступ к огромному количеству дистанционных услуг, включая медицинские и образовательные. Это дополнительный шанс найти работу, устроившись удаленно в какую-нибудь городскую компанию. Цифровизация села — это не то направление, на котором нужно экономить сегодня».

Нажмите для увеличения