Эффект Стрейзанд. Шило в мешке как оружие интернет-сопротивления

Справка
Эффект Стрейзанд — фено́мен, выражающийся в том, что попытка удалить определённую информацию приводит лишь к её более широкому распространению, часто посредством сети Интернет.
В 2003 году Барбра Стрейзанд, обладательница двух «Оскаров» и четырёх «Золотых Глобусов», потребовала через суд $50 млн — её возмутило, что на одной из двенадцати тысяч фотографий побережья Калифорнии на сайте Pictopia.com изображён её дом. Попытка скрыть изображение привела к тому, что на сайт пришли миллионы посетителей, в свой архив фото выкупило агентство Associated Press, а затем перепечатали газеты по всему миру.    
   

Перед тем как Стрейзанд подала свой иск, это фото скачали шесть раз, в том числе два скачивания были произведены адвокатами актрисы. Эта история также положила начало «эффекту Стрейзанд».

С тех пор интернет регулярно потрясают сообщения о запрете той или иной информации, и в зависимости от важности произошедшего события, Сеть отвечает тем, что неугодные данные становятся ещё более доступными.

Фотография побережья номер 3850 из проекта California Coastal Records Project, на которой запечатлены владения госпожи Стрейзанд (2002 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В январе 2008 года в интернет случайно «утекло» интервью Тома Круза, в котором тот на все лады хвалит церковь саентологии. «Будучи саентологом, ты обязан остановиться, если где-то произошла авария, потому что ты единственный, кто может оказать помощь, — говорил тогда актёр на фоне саундтрека из боевика «Миссия невыполнима». — Только мы можем избавить человечество от наркотиков, мы можем установить всеобщий мир и объединить народы».

Это интервью Круз дал ещё в 2004 году — так он отреагировал на вручение крупнейшей в иерархии саентологии премии. Но в 2008-м в интернете Том стал настоящим посмешищем. Церковь саентологии обратилась к Google, чтобы ролик убрали с YouTube, и как только это произошло, интернет-активисты начали тиражировать видео на всех доступных серверах, включая повторные загрузки на YouTube. В результате этот ролик не только не исчез, но и выдаётся в Google первыми ссылками по запросу «tom cruise 2008 interview».

«Имя нам — легион»

В ответ на попытки церкви саентологии скрыть запись интервью с Томом Крузом интернет-активисты развернули крупномасштабную кампанию против религиозных деятелей. Так появился проект «Чанология», в рамках которого попытки саентологов трактовались исключительно как стремление ввести в интернете цензуру. Вместе с этим активисты устроили DDoS-атаки на сервера церкви, были созданы десятки сайтов с критикой деятельности саентологов, а также предпринята попытка заставить власти США пересмотреть решение об освобождении этой церкви от уплаты налогов.

Проект «Чанология» создан сторонниками движения Anonymous, отличительными чертами которого являются стремление к свободе и маска Гая Фокса. «Мы против корпораций и правительств, которые вмешиваются в интернет. Мы считаем, что интернет должен быть открытым и свободным для всех. Мы не забываем, мы не прощаем, имя нам — легион!» — гласит манифест Anonymous.

   
   

Впрочем, нельзя объяснить «эффект Стрейзанд» лишь энтузиазмом «анонимусов». Когда человек слышит, что ему чего-то нельзя, срабатывают простейшие механизмы любопытства — необходимо выяснить, что именно нельзя и почему. Публике становится интересно, что же такого наговорил Том Круз про саентологов, что его собственные товарищи пытаются скрыть от посторонних глаз. Что же такого на лужайке Барбры Стрейзанд, что она так печётся о фотографии своего дома, и действительно ли музыканты Scorpions — педофилы?

Озабоченные женщины Америки против Scorpions

В мае 2008-го, всего через несколько месяцев после истории с интервью Тома Круза, консерваторы с сайта WorldNetDaily при поддержке фундаменталистов из общества «Озабоченные женщины Америки» обвинили «Википедию» в потворстве педофилам. Проблема заключалась в том, что на сайте энциклопедии находится оригинальная обложка пластинки «Virgin Killer» группы Scorpions. Альбом к тому моменту уже более тридцати лет продавался почти по всему миру — с обнажённой несовершеннолетней девушкой на обложке.

Альбом вышел в 1976 году. Такое оформление для него выбрали продюсеры — скандалы и эпатаж в то время были неотъемлемым атрибутом рок-музыки. Ещё тогда музыкантам приходилось отвечать на множество неудобных вопросов, но в целом инцидент не выходил за рамки скандалов в бульварной прессе. «Тогда провокация приветствовалась, но по нынешним временам это, конечно, слишком», — признаёт гитарист Scorpions Рудольф Шенкер.

К декабрю того года скандал вышел на новую орбиту, поддержку «Озабоченным женщинам Америки» выразила неправительственная Internet Watch Foundation (IWF), занимающаяся отслеживанием нелегального контента в Сети. Сначала IWF обратилась в ФБР, но когда те отказались что-либо делать со статьёй на «Википедии», организация заблокировала доступ к сайту в целом — без применения спецсредств ни один житель Великобритании не мог вносить правки.

Инцидент спровоцировал бурные обсуждения на самом высоком уровне. Подавляющее большинство интернет-активистов и сочувствующие им журналисты встали на сторону «Википедии». Вместе с этим общественность, узнав о запрете изображения, всего за четыре дня просмотрела страницу о «Virgin Killer» более миллиона раз. В результате блокировка была снята, правительство Франции назвало произошедшее «примером неразборчивой фильтрации», а Internet Watch Foundation продолжает настаивать на том, что обложка альбома является детской порнографией.

Шило в мешке

За последние годы власти разных стран и корпорации предпринимали неоднократные попытки скрыть те или иные данные из интернета. Как только на сайт WikiLeaks начались массированные DDoS-атаки с целью вывести его из строя и сделать информацию недоступной, активисты размножили архивы на сотнях серверов по всему миру. Когда французская разведка попыталась удалить с «Википедии» статью о военной радиостанции, угрожая администраторам уголовным преследованием, страница стала одной из самых популярных за апрель.

Похожие случаи нередко происходят и в России. Например, когда «утёкший» на торрент-трекеры образ одной из игр Assassin’s Creed попытались запретить правообладатели, он за считанные часы разлетелся по всему миру. Можно вспомнить также инцидент с акцией Pussy Riot в храме Христа Спасителя — когда видео оказалось под запретом, его десятки раз перезагрузили на различные хостинги.

Самым свежим примером «эффекта Стрейзанд» в действии можно назвать скандал вокруг фильма «Интервью». Премьера комедии была отменена в связи с угрозами хакеров, предположительно находящихся на территории Северной Кореи. Они проникли на сервера Sony Pictures, выкрав секретные документы и пароли доступа практически ко всем системам. В результате Sony отказалась не только от проката картины, но и от выпуска на каких-либо носителях. Тем не менее так и не выпущенная в публичный прокат лента стала чуть ли не самой известной в карьере Сета Рогена и Джеймса Франко. Взлом компьютеров Sony можно было бы назвать лучшей промо-акцией в истории кино, если бы «Интервью» всё-таки вышло в прокат.