Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Издательская деятельность и полиграфия» 20 марта на международной̆ выставке-форуме "Россия" в павильоне «Мир цифры» провел демо-день. Главной темой мероприятия стало создание эффективного и конкурентоспособного импортозамещающего решения в сфере редакционно-издательских систем. Основными спикерами стали представители отечественных разработчиков.
Внедрение отечественного ПО
Как подчеркнул заместитель директора департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Михаил Арзаманов, целью властей является увеличение масштабов отечественного продукта, который используют российские издательства и типографии в своей деятельности.
Многие игроки стремятся внедрять отечественные решения. Так, воронежское региональное издание «Мое» реализовало механику продаж цифрового контента на основе российского ПО. Контент пользователи могут просматривать на смартфонах и планшетах, они подписываются на длительный период или покупают отдельные выпуски публикаций. Сотрудники же делают анонсы платных публикаций на сайте с бесплатным контентом.
Эта технология, как пояснил генеральный директор ИД «Свободная пресса» Юрий Таранцов, позволяет эффективно собирать аналитику по зарегистрированным пользователям и рассчитывать гонорар авторов.
Еще один пример — это автоматизированная система управления предприятием «ПолиМер» в АО «Издательство «Высшая школа». Это масштабируемый сетевой продукт, интегрированная система которого реализована в виде конфигурации «1С Предприятие 8.3». Как подчеркнул советник генерального директора по автоматизации компании, это решение особенно подойдет для малых, средних и крупных полиграфических предприятий, включая рекламную печать, оперативную цифровую печать и книжно-журнальную полиграфию.
Необходим разработчик профильного ПО
После ухода зарубежных разработчиков профильного программного обеспечения отрасль столкнулась с определенными проблемами.
«Единственным и ключевым» продуктом, по словам технического директора «Эксмо» Павла Полякова, сейчас является Adobe InDesign — он, в том числе, использовался в качестве помощи верстке и художественным программам. Однако в 2012 году он с постоянного лицензирования, когда клиент получал лицензию на определенный срок, перешел на подписочную схему. В 2022 же году Adobe InDesign полностью ушел из России.
«Единственное, что сделал Adobe InDesign, — это дал возможность нам продлевать ранее закупленные подписки, но приобретать новые теперь у нас возможности, к сожалению, нет», — уточнил эксперт.
Поляков добавил, что теперь на фоне санкций есть риск лишиться возможности продления официально купленных продуктов. Это, по его мнению, в принципе остановит весь издательский бизнес в России.
«Это касается всех: и газет, и книг, и журналов, и всего, что у нас присутствует на рынке», — отметил он.
Найти выход из такого положения сейчас очень важно, поскольку монополистом на мировом рынке сегодня является Adobe.
«Нас зажимают в тиски. И мы можем в любой момент остаться без программного обеспечения, — подчеркнул эксперт. — Хотелось бы, чтобы появился какой-либо разработчик».
Арзаманов уточнил, что Минцифры длительное время обсуждало этот вопрос. Однако ключевая проблема здесь — это то, что на данный момент ни одна из российский компаний пока не готова «потянуть» создание подобной программы.