Нашей страной в последнее время при огромной поддержке президента РФ Владимира Владимировича Путина предпринимаются важные шаги в направлении развития отечественных технологий искусственного интеллекта и создания программного обеспечения. Одно только появление Национальной стратегии развития ИИ до 2030 года свидетельствует о растущем понимании важности цифрового суверенитета России. Перед ИТ-сообществом ставятся стратегически важные для страны задачи, среди которых создание новых продуктов международного уровня.
Председатель правительства Михаил Мишустин ранее отмечал, что инвестиции компаний всех отраслей в цифровые технологии за четыре последних года выросли более чем на 80 процентов и сейчас превысили четыре триллиона рублей. Часть особо важных продуктов для стратегически важных отраслей планировалось сдать к 2026 году, но теперь этот срок перенесен на 2030 год.
«Сложности прежде всего связаны не с амбициозностью проектов, это, наоборот, хорошо, а с тем, что принято считать „аксиомой“, — это отсутствие на рынке сегодня решений, удовлетворяющих запросам. Но ситуация с дефицитом продуктов больше связана с доступностью российских ИТ-решений, а не их отсутствием и не так проста, как может показаться на первый взгляд. Новые решения на отечественных платформах, безусловно, необходимы, однако в стране уже есть определённое количество зарекомендовавших себя готовых разработок и продуктов, — поделился своим видением президент группы компаний „Технотранс“ Зураб Мутиев. — Стране сегодня нужны комплексные решения, и всесторонняя работа по созданию таких продуктов идет. Однако такие продукты уже представлены на отечественном рынке, они выполняют свои задачи на производствах и не только, не дожидаясь 2030 года и не требуя дополнительного финансирования. Но при этом одновременно на рынке существует определенный дефицит видимости и узнаваемости этих продуктов, по разным причинам, часто не зависящим от разработчика продукта. А проблема из этого получается одна, рынок не может получить то, что ему надо, хотя он и дает запрос на создание того или иного продукта. Стратегически решить этот вопрос и обязать что-то внедрить нельзя. И получается, что запрос зачастую отрабатывается самим рынком, в нерегулируемой государством так называемой „серой зоне“. Многие предприятия вынуждены либо сами разрабатывать, либо внедрять неопробованные, а в большинстве случаев неэффективные решения».
По мнению эксперта, ключевым моментом является отсутствие централизованного органа или ведомства, которое бы системно анализировало и продвигало российские ИТ-решения, в том числе разработки небольших компаний. «Это создает барьеры для широкого внедрения и масштабирования перспективных отечественных технологий», — убежден он.
Важно отметить, что Россия действительно обладает опережающим потенциалом развития в области ИИ и создания ПО. Многие российские компании уже сегодня предлагают уникальные и конкурентоспособные продукты, которые не уступают зарубежным аналогам, а в ряде случаев и превосходят их. «Отечественным компаниям необходимо и дальше очень внимательно отслеживать, что происходит на рынках информационных технологий и высокотехнологичной промышленности, применять инновационные разработки в своей работе — ведь динамика развития этой отрасли такова, что представляет собой „перманентную революцию“, в которой новые решения кратно эффективнее прежних и меняются с огромной скоростью. Но нужно понимать, что, следя за трендами, наши разработчики не должны просто копировать западные продукты, а понимать методы реализации, при отсутствии своих наработок, и должны планировать свою работу с опережающим запросом от рынка», — считает эксперт.
В целом, следует отметить, что руководство страны правильно ставит вопрос о необходимости ускоренного развития российских цифровых технологий. Однако для достижения поставленных целей требуется комплексный подход, включающий создание эффективных механизмов поддержки, продвижения и масштабирования отечественных разработок, а также устранение существующих барьеров для их внедрения.
Посмотрим на промышленность страны, которая сегодня в большинстве случаев состоит из связанных инженерных объектов с разницей в возрасте около 80, а если мы говорим про капитальное строительство, то и более 100 лет. Эта разница означает разные технологические и экономические эпохи их создания и эксплуатации. Управлять такой инфраструктурой эффективно — очень непростая задача, особенно когда это касается обслуживания и ремонта. Но сегодня среди отечественных продуктов уже существуют эффективные сквозные технологии, способные обеспечить как массовую быструю конвертацию информации из «архаичного облика» в необходимый структурированный цифровой вид, так и сбор всех необходимых гарантированно достоверных данных, проведение их анализа, получение решения по ремонту или обслуживанию, прогнозирования отказа оборудования или его работы. При этом решается еще один очень важный вопрос, а именно обучение персонала и контроль его деятельности, максимально уберегая его от ошибок на всех циклах работы. А ведь проблема достоверности данных также связана с пресловутым «человеческим фактором», а во всей промышленности в ее нынешнем виде различные датчики способны собрать не более 25% данных, остальное — люди, при этом это происходит во всех отраслях. Данные технологии при этом закрывают еще один немаловажный фактор уже экономического развития, помимо получаемого эффекта от безотказной и плановой работы инфраструктуры, производимая продукция получает конкурентное преимущество на рынке за счет предложения полного обслуживания послепродажного жизненного цикла изделия независимо от его местонахождения. Таким образом, мы уже сегодня можем кратно снизить количество отказов работы оборудования, устранить ошибки работы на нем, сократить сроки ремонтов и делать их подготовленно, и тогда, когда это необходимо, повышая эффективность и достигая поставленных задач по независимости от внешних факторов нашей национальной инфраструктуры.
У России есть все, чтобы создать беспрецедентные условия для прорыва в цифровой трансформации, тем более с волей российского руководства, а введенные против нас санкции просто заставляют двигаться по этому пути. Важно, чтобы государство и профессиональное сообщество объединили усилия для раскрытия потенциала российских ИТ-компаний разного уровня и обеспечения технологического суверенитета страны. Только в этом случае мы сможем в полной мере быстро реализовать возможности отечественных решений в области высоких технологий.
На днях в Совете Федерации состоялось заседание секции «Цифровая трансформация строительства и ЖКХ», где было предложено создать цифровые двойники лифтов и их цифровой реестр. Также в Совете Федерации на днях одобрили изменения в ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ». Появляются и новые стандарты, относящиеся к цифровой среде. «Мы не раз, на протяжении нескольких лет, говорили о необходимости использования двойников, и не только в строительстве и ЖКХ, правда, более правильным было бы внедрение операционных двойников. Создание нормативно-правовой базы, введение экспериментально-правовых режимов, появление стандартов в ИТ отрасли и т. д., много раз освещались нами как особо важные условия для развития. И сегодня нас очень радует, что государством проводится плановая работа, выходят соответствующие законы и акты. Все больше перестают утаиваться проблемы, или признаются ошибки, и ставятся задачи на их устранение. Конечно, при таком положении дел, если государство само начнет управлять своей инфраструктурой или будет сильнее влиять на ее деятельность, обладая всей достоверной информацией о ее состоянии, нейтрализуя „серые зоны“, то, естественно, будет проще предпринимать эффективные шаги для ее развития и сохранения. Если государство будет ставить правильные целесообразные задачи, которые будут выполняться в срок, продолжит реагировать на запросы участников процесса, то все поставленные цели будут достигнуты», — заключил Мутиев.