Что за летательный аппарат циклолёт разработан в России?

Категория:  Открытия
Ответ редакции

Как сообщил изданию «Наука в Сибири» директор Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН академик Дмитрий Маркович, завершена работа по созданию демонстратора летательного аппарата на альтернативных принципах: циклолёта. Она проводилась совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ).

   
   
Циклолёт «Циклон-2020» на выставке «Армия-2021». Фото: Commons.wikimedia.org/ Kirill Borisenko

Идея летательного аппарата с пропеллером, напоминающим гребное колесо на пароходе, родилась ещё в начале ХХ века. Первое упоминание такой машины датируется 1909 годом: она была построена российским военным инженером Евгением Сверчковым. Тяга и подъёмная сила в конструкции создаются циклическими движителями — вращающимися роторами, на которых установлены несколько лопастей. Они «загребают» воздух и отбрасывают его назад, при этом можно менять установочный угол лопастей, тем самым меняя направление силы тяги.

Подобный аппарат принято называть циклокоптером (или цикложиром). Несмотря на то, что его схема известна более ста лет, первые полноценные полёты удалось совершить только в XXI веке.

В 2017 году Фонд перспективных исследований организовал конкурс «Свободный взлёт», целью которого был поиск новых решений для обеспечения аэромобильности и возможного создания летающих автомобилей. В конкурсе приняли участие специалисты Института теплофизики Сибирского отделения РАН. Они показали результаты своей многолетней работы и предложили создать новый тип летательного аппарата: циклолёт. С 2018 года в рамках проекта «Циклон» (общее название для циклолётов вертикального взлёта), организованного ФПИ, началась работа над его образцом. Спустя два года он был представлен на Международном форуме «Армия-2020», а прошлым летом — на форуме «Технопром-2021» в Новосибирске.

«Сейчас это 60-килограммовый аппарат. В отличие от вертолёта, он не обладает открытыми лопастями, может подходить близко к домам, — рассказал посетителям форума директор Института теплофизики СО РАН академик Дмитрий Маркович. — За два года мы сделали первый дрон. Сейчас мы завершили проект, прошли испытания, подтверждён его принцип. Следующая задача — через 4 года — двухтонный аппарат с человеком на борту».

Циклолёт сделан из карбона и имеет гибридную силовую установку. В движение его приводят бензиновый двигатель с генератором и электродвигатели с аккумуляторами. Одно из важнейших достоинств машины — низкий уровень шума. Он достигается благодаря тому, что в конструкции нет открытых лопастей. Другие его преимущества — малые габариты и возможность посадки на неподготовленные наклонные площадки. Циклолёт даже способен «причаливать» к вертикальным поверхностям.

   
   

Теперь учёные начинают работать над созданием более крупного аппарата массой 2,5 тонны. Он сможет нести полезную нагрузку около 600 килограмм. Как утверждают авторы проекта, его можно будет использовать для нужд МЧС и скорой помощи, а в перспективе — и как городское аэротакси.

«К циклолёту есть интерес со стороны как государственных, так и коммерческих структур. Если мы доведём его до уровня аэротакси, скорой помощи или аппаратов для МЧС, то, конечно, спрос будет, — убеждён Дмитрий Маркович. — Другое дело, что параллельно придётся трансформировать законодательство. У нас ещё нет таких документов, которые регламентировали бы полёты подобных аппаратов в рамках городских образований. Сейчас в России разрешены полёты дронов до 30 килограмм, даже 60-килограммовый аппарат может испытываться только на отдельных полигонах. А двухтонный демонстратор, в соответствии с нашим предварительным графиком, должен быть готов в течение ближайших 4 лет».

Директор института подчёркивает, что аналогичные аппараты сейчас разрабатывают как минимум в 5-6 странах. Чтобы довести российский проект до ума (и до потребителя), необходимо организовать трансфер этой технологии в промышленное использование, то есть просчитать экономику, найти инвесторов и создать индустрию.