Давид Ян - известный предприниматель, основатель и глава нескольких компаний, занимающихся высокими технологиями. О новых разработках, о том, как выгодно продать свою идею, он рассказал «АиФ».
Девушка в кармане
Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Давид Евгеньевич, кем вы себя считаете - изобретателем или предпринимателем?
Давид Ян: С точки зрения отношения к жизни я считаю себя физиком. Моя кандидатская посвящена распознаванию рукописных текстов, а диплом - описанию словарей. А всё, что я делаю, называется технологическим предпринимательством.
Сегодня мы работаем над тем, чтобы научить компьютер понимать речь, делать выводы из прочитанного, самостоятельно обучаться и общаться с человеком на его языке. Мы исходим из того, что, на каком бы языке ни говорили люди, у понятий, которые обозначают словами, много схожего.
- Есть среди ваших разработок такие, которые не были реализованы?
- Очень жаль проект «Сайбико», который пришлось закрыть в период мирового экономического кризиса. «Сайбико» - первый в мире карманный персональный компьютер (КПК) со встроенной сетевой технологией. А весь проект - попытка создать первую в мире соцсеть. В «Сайбико» ты вводил информацию о себе, о девушке твоей мечты, и КПК начинал вибрировать, когда находил подходящую девушку на расстоянии 150 м, - разумеется, если у неё тоже был такой прибор.
Идея «Сайбико» родилась в конце 1998 г. В 2000-м мы вышли на массовое производство и только за 4 месяца продали четверть миллиона экземпляров! Но в 2000 г. рухнула американская биржа. Акции многих технологических компаний обесценились за пару месяцев в 3-10 раз. Мы собрали все силы, пытаясь продержаться в этой буре. Но 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке рухнул Всемирный торговый центр, что полностью разрушило все надежды на быстрый выход из кризиса. В 2003 г. мы решили свернуть проект. А идея была хорошая, я в неё верю. Рано или поздно появится приложение для телефонов, которое позволит людям объединяться во временные социальные сети.
Холодильник анекдот расскажет
- А что вы ищете в России на форумах молодых предпринимателей? Новые идеи?
- Идеи, но не технологии - они у нас уже есть. Мы ищем команды, которые умеют превращать разработки в товары. Это важнее самой технологии.
Предпринимателям на стадии идеи я советую: если вы знаете, что продать, то сначала продайте, а потом произведите. Сделайте прототип или даже картонный муляж и попробуйте продать его. Беседы с потенциальными покупателями запишите на видео. Если половина опрошенных заявит, что ваш товар полная фигня, но другая половина скажет, что давно ждёт такой продукт, - это повод работать дальше.
- А сколько денег вы дадите изобретателю, знающему, как продать идею?
- Что, на ваш взгляд, определяет успех на рынке?
- Есть хорошая фраза: «Думайте глобально, действуйте локально». Рисуйте планы завоевания мира, но вот сейчас заработайте первый доллар.
- В России действительно так мало хороших проектов, как говорят иностранцы?
- Да. И это проблема. А мало, в частности, потому, что наши ребята не так часто ездят по миру, не так много времени проводят в Кремниевой долине. Поэтому я желаю им учить английский язык, больше ездить. Неделя, проведённая в любом кафе на Юниверсити-авеню в Пало-Альто в Калифорнии, стоит больше, чем два месяца московских конференций. Там ты за каждым столиком слышишь разговоры о новых идеях.
- Каким вы видите мир, в котором будет искусственный интеллект?
- Изменятся наш быт и условия работы. Холодильник, пылесос, телевизор будут понимать человека и общаться с ним. Через 5-6 лет с окружающей нас техникой можно будет беседовать на отвлечённые темы. Например, можно будет попросить холодильник найти рецепт здорового питания - и он найдёт, причём рецепт не будет содержать слова из запроса. А может быть, холодильник и анекдот расскажет.