Многие россияне и не подозревают, что отечественные компании уже выпускают в промышленном масштабе вполне приличные ноутбуки для домашнего пользования. Более того, российские ноутбуки уже обогнали по продажам своих американских конкурентов. Опрошенные aif.ru эксперты объяснили, насколько целесообразно покупать устройства под отечественными брендами, каковы их качество и цена.
Полностью российские ноутбуки практически не попадают на рынок, обычный покупатель с ними не сталкивается.
«Модели, сделанные от и до в России, как правило, продают государственным структурам под брендами iru, Kvadra, iCL, Depo, — перечисляет эксперт. — Часть важных компонентов в них тем не менее импортная. Например, у нас нет отечественных процессоров и чипов памяти. Такие модели дороже, чем китайские собратья, но они в большей степени отвечают потребностям госструктур. Например, в них часто стоит сетевая карта, чтобы пользователь мог подключиться к Интернету с помощью кабеля, а не только по Wi-Fi».
Такие модели не нужны простому россиянину для повседневного пользования. Они производятся для выполнения государственных задач, для госкорпораций, у них другие цели, другой уровень защищенности.
Но назвать их российскими можно лишь с определенной долей условности.
«На рынке ноутбуков существует градация на так называемые А-бренды (Apple, Huawei, Samsung), В-бренды (тайваньская MSI) и С-бренды, — объясняет эксперт. — Именно к последним относится техника российских марок. Это наиболее бюджетные ноутбуки, их цена варьируется от 20 до 50 тыс. руб. Фактически это китайские модели, купленные российскими компаниями и адаптированные под наш рынок. Вся начинка там азиатская, программное обеспечение тоже, как правило, не наше».
Относительная дешевизна и наличие сервиса помогают ноутбукам под российскими брендами активно завоевывать рынок. По итогам трех первых кварталов 2024 года в нашей стране было продано 2,58 млн ноутбуков на общую сумму в 163,3 млрд руб., и 11,6% этого пирога досталось отечественным производителям. За то же время американские Dell, Apple и HP довольствовались лишь 10% нашего рынка, таким образом техника под российскими брендами впервые обошла по продажам американцев.
Качество российских ноутбуков полностью соответствует их цене.
«Если А, B-бренды служат от пяти до 10 лет и уровень заводского брака у них 2%, — предупреждает Муртазин. — То С-бренды, к которым относятся и отечественные устройства, придется менять уже через два-три года, а уровень бракованной техники здесь доходит до 5%. Кроме того, компромисс с ценой на таких ноутбуках требует экономии на процессорах, на памяти, они работают медленно, и даже если физически не сломаются, то через пару лет они устареют морально».
Большинство отечественных ноутбуков в наших магазинах являются именно такими, собранными в Китае моделями.
«Это Гравитон, Irbis, Digma, — перечисляет Беслик. — И если обычный человек ищет недорогой ноутбук, то, скорее всего, он купит именно российский бренд. Правда, иногда он об этом и не догадывается. Для варианта „подешевле“ это неплохой выбор, у всех моделей в одной ценовой категории примерно одинаковые характеристики».
Кроме цены, российские ноутбуки обладают еще одним неоспоримым преимуществом — в случае поломки их можно без лишних трат отремонтировать. «Техника под нашими брендами выигрывает в том числе за счет наличия гарантийного обслуживания», — подчеркнул Муртазин.
При этом еще и сеть фирменных мастерских отечественных брендов гораздо шире по сравнению с другими производителями. «У них больше сервис-центров в разных городах, — дополнил Беслик. — Но есть нюанс — обновления системного программного обеспечения (BIOS) в наших ноутбуках ждать не стоит, хотя для рядового пользователя это вряд ли будет критичным».
Ранее Эльдар Муртазин в интервью aif.ru объяснил, что происходит на рынке смартфонов и как будет меняться цена на трубки в ближайшем будущем.